Образ героя в мифологии древних кельтов (на примере ирландских саг)

курсовая работа

Введение

Мифология -- это первая, архаичная форма духовной культуры, возникшая на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т. е. сказаний, преданий пыталось дать ответ на все волнующие людей вопросы. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству мироздания, возникновению наиболее важных явлений природы, животных и людей. Особое место занимали мифы о достижениях людей: добывание огня, изобретение ремесел, развитии земледелия, приручении домашних животных.

В древних сказаниях были заложены все ключевые аспекты бытия: великая любовь и ревность; конфликт старого и нового поколений; мужество и жестокость мужчин, особенно на полях сражений; проказы плутов, любителей нарушить размеренную скуку жизни; тяжесть болезни или увечья; таинство смерти, загробная жизнь, включая возрождение и переселение душ, а также жизнь после смерти; влияние колдовства на разум и тело; страсть к странствиям или смертельные схватки с чудовищами; горечь предательства; внезапность несчастья, удачи и всего, что связано с судьбой; отношения между земным и небесным, между людьми и богами; мифы о мировом потопе; гипотезы сотворения мира и происхождения общества; и последнее, пожалуй, самое важное -- желание постичь сущность вселенной.

Весь жизненный опыт, всю мудрость, которые копились тысячелетиями, человечество выразило именно в мифологической традиции. Сказания передавались из уст в уста, часто людьми, спецификацией которых были именно хранение этого знания и передача его потомкам. Нельзя не восхищаться огромным разнообразием мифологических сюжетов, их сложной структурой, поэтической красотой описываемых мест.

Каждая культура древнего мира, будь то египтяне, шумеры, кельты, или греки создала по-своему уникальный мифологический корпус, позволяющий нам окунуться в прошлое на несколько тысяч лет назад, увидеть культуру народов, давно исчезнувших с лица земли, понять, как человек видел этот мир, что он думал.

Одной из ярчайших мифологий древности, оказавшей огромное влияние на культурное развитие европейской цивилизации, являются сказания древних кельтов, народа, «жизнь и история которого и сегодня в значительной мере окутаны покровом тайны» Кельтская мифология: Энциклопедия. М., 2002. С. 8.. По меньшей мере дважды кельтские сказания оставили след в европейской литературе. В первый раз это случилось в XII веке, когда весь Запад был покорен романами о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола, в сюжетах и поэтике которых многое почерпнуто их кельтских сказаний. Образы Мерлина, Тристана, короля Артура имеют прообразы в сагах Ирландии. Во второй раз это произошло в XVIII веке, когда вся европейская поэзия, не исключая и русской (Н. М. Карамзин, А.С. Пушкин, В. А. Жуковский), подпала под обаяние "Оссиана" Макферсона, который сам вдохновлялся шотландскими балладами.

Существует несколько версий происхождения кельтов. Согласно более ранней точке зрения, предки этого народа пришли в Центральную Европу из Причерноморья. Возможен и другой вариант: первоначальной родиной кельтов были земли к востоку от Рейна, территории современных Баварии и Чехии, а также земли к западу от них до самого Рейна. В конце 2 тыс. до н.э. они облюбовали восток Франции, север Швейцарии, юго-восток Германии, а позднее стали осваивать Британию и Ирландию. Следует отметить, что кельты никогда не были политическим образованием; это группа племен, объединенных одним языком и культурой. «Кельты говорили по-кельтски, но у них никогда не было объединенной кельтской империи» Гюйонварх К.Ж., Леру Ф. Кельтская цивилизация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/gyuyon/01.php, свободный..

В V веке до н.э. кельты прочно оккупировали территорию Франции, Британию, затем добрались до Балканского полуострова и, наконец, до юга Италии. В 385 году до н. э. они овладели Римом и беспощадно разграбили город. Это не было забыто ни Юлием Цезарем, ни его легионерами, захватившими между 59 и 49 гг. до н. э. кельтские земли в Галлии (Франции), которые вошли в состав Римской империи. Новая Иллюстрированная Энциклопедия, том 8. М, 2003. С.183. Кельты центральной Европы были завоеваны германскими племенами, а большая часть британских островов перешла под владычество Римской империи. Точно так же, как и на других завоеванных римлянами территориях, здесь быстро началась романизация местного населения. И хотя завоеватели не слишком стремились навязать свой образ жизни, их вторжение все же не прошло бесследно для кельтского мира. Однако не вся территория Британии была покорена Римской империей. Были завоеваны земли равнинной Англии от реки Северн на западе до реки Хамбер на севере, но до Ирландии римляне не дошли. Диллон М., Чедвик Н. К. Кельтские королевства. СПб, 2002. С.46. Поэтому именно эта страна явилась «микрокосмом древней кельтской расы» Там же. С. 55 ., сохранив и продолжив экономическую, политическую и культурную жизнь древних кельтов.

Именно по этой причине автор берет мифологию древней Ирландии как образец кельтского мифологического корпуса, сумевшего сохранить богатейший запас мифологических традиций, с которым не может сравниться ни одна другая страна к северу от Альп, не исключая и Исландию.

Хранителями и толкователями древних преданий являлись жрецы древних кельтов (друиды в Галлии, филиды и друиды в Ирландии). Вопрос о разграничении функций филидов и друидов на территории Ирландии довольно сложен. Франсуаза Леру говорит о том, что, возможно, друиды и филиды составляли две параллельные друг другу корпорации, соперничавшие между собой. Леру Ф. Друиды. СПб, 2000. С. 33. Данные группы были родственны между собой, в древнейшие времена являясь единой организацией с общими привилегиями.

Хотя письменность у кельтов существовала, друиды запрещали фиксировать что бы то ни было из своего учения. Возможно, таким образом они защищали одну из основных привилегий своей «касты» (хранение и передача мифологического корпуса), не желая, чтобы знание распространилось среди непосвященных. Как бы то ни было, серьезной проблемой для изучения ирландской мифологии является отсутствие письменных источников, записанных непосредственно в ту эпоху самими кельтами. Наиболее древняя из сохранившихся рукописей датируется XI - XII вв. н. э.

Ирландские сказания были записаны только после введения христианства, в 5 веке н.э. с монахами в монастырских скрипториях. Вообще, монастыри Ирландии быстро стали центрами образования и культуры. Рядом с ними продолжали существовать объединения филидов, сохранявшие полную независимость и служившие источником сведений для монахов; в то время как институт друидов практически полностью был уничтожен. Однако священнослужители не просто фиксировали предания, они их ощутимо корректировали, а некоторые предания не записывали совсем. Так, в ирландской мифологической традиции, дошедшей до нас, полностью отсутствуют эсхатологические и космогонические мифы.

Таким образом, до нас дошел обширный корпус литературных памятников, посвященных мифологии Британских островов и записанных в период примерно с начала XII до конца XVI века. Наиболее известными из них являются такие манускрипты, как Лейнстерская книга, Баллимотская книга, Великая и Желтая книги Лекана. Сейчас эти источники хранятся в дублинском Тринити Колледже и Королевской Ирландской Академии. Лейнстерская книга была записана около 1160 года, в ней содержатся такие тексты, как «Книга захватов Ирландии», «Похищение быка из Куальнге», «Старина мест». Баллимотская книга датируется концом XIV века и, помимо всего прочего, содержит истории о Финне Мак Кумале, фениях и верховном короле Ирландии Кормаке. Желтая книги Лекана была записана не позднее начала XV века и содержит в себе практически весь уладский цикл повестей.

По традиционной, принятой самими поэтами классификации саги делились по сюжетному признаку: Приключения, Плавания, Разрушения, Сватовства и т. д. Также был еще один принцип классификации - иерархический: саги делились на самостоятельные ( «главные») и вводные или «предшествующие», которые вводили те или иные эпизоды основных саг. Сегодня ученые делят ирландский эпос на четыре цикла: мифологический, ольстерский (названный по северному королевству Ирландии, герои которого играют важную роль в сагах), исторический ( или королевский), и цикл Финна.

В данной работе автор использует сказания из ольстерского, исторического и финнского циклов, так как именно здесь, с завоеванием Сыновей Миля (древние ирландцы считали, что именно от этого племени берет начало их род), начинается «настоящая история» Ирландии, и главными действующими лицами саг становятся смертные.

Существует несколько переводов ирландских саг на русский язык, автор данной работы пользовался переводами Сергея Владимировича Шкунаева, известного историка, переводчика и кельтолога, и Людмилы Иосифовны Володарской.

Интерес к мифологии древних кельтов не угасал никогда, однако с научной точки зрения данная тема достаточно подробно и полно изучается не более двух столетий. Одной из наиболее известных и обширных работ , посвященных данной теме, является энциклопедия «Кельтская мифология», выпущенная в 1999 году издательством Geddes & Grosset и переведенная на русский язык С. и А. Головыми. В энциклопедии есть не только обширный словарь по кельтской мифологии, но также сведения о мифологии как континентальных кельтов, так и тех, кто жил на Британских островах. В частности, приводится краткий пересказ наиболее важных преданий всех четырех циклов, а также анализ последних.

В своей фундаментальной работе «Кельтские королевства», посвященной истории и культуре кельтов, авторы Майлз Диллон и Нора Кершоу Чедвик посвящают несколько глав религии и мифологии кельтов, а также преданиям древнего народа. Они дают характеристику галльской и бриттской мифологии, определяя основу для развития кельтской мифологической традиции в целом. Дается краткое содержание всех четырех мифологических циклов Ирландии, описание основных событий и главных персонажей преданий.

Обширная работа Томаса Роллестона «Мифы, легенды и предания кельтов» представляет собой пространный очерк кельтской мифологии. В своей книге автор сумел не только осветить наиболее важные моменты кельтских преданий, но и охарактеризовать основные моменты собственно кельтской религии, систематизировать и кратко изложить все упоминания и представления о кельтской мифологии в античной литературе.

В отечественной науке ирландская мифология изучалась прежде всего известным кельтологом Сергеем Владимировичем Шкунаевым, переведшим на русский язык огромное количество ирландских саг, написавшим несколько статей по данной тематике. Для данного исследования наиболее полезной (интересной, продуктивной) оказалась статья «Герои и хранители ирландских преданий» Предания и мифы средневековой Ирландии. М., 1991. , в которой автор характеризует «сращивание» Там же. С. 12. двух традиций ( раннехристианской и языческой, хранителями которой являлись друиды), дается небольшой анализ тех саг, которые приведены в издании.

Кроме того, существует огромное количество сборников мифологий древнего мира, куда включены и кельтские саги Мифы древнего мира. Мифы, легенды, сказания. СПб, 2001.

. К сожалению, не всегда качество подобных работ соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода литературе. Одним из таковых является сборник «Мифы древнего мира» составителя Н. Г. Фефелова. Информация, приведенная здесь, охватывает далеко не все аспекты ирландских мифов; зачастую она упрощена или искажена.

В настоящее время доступно множество Интернет-сайтов, посвященных ирландской мифологии, однако информация, представленная в них, зачастую обрывочна, противоречива и не содержит ссылок на источники.

В данной работе автору хотелось бы, проанализировав образ героев кельтских преданий, подробнее рассмотреть мифологию древней Ирландии. Какие жизненные ценности были приоритетными для персонажей исследуемого мифологического корпуса? Как они выглядели, какими качествами обладали? Какое место в их жизни занимали семейные отношения и существовали ли таковые вообще (в современном понимании данных слов)? Ответы на заданные вопросы могут помочь понять то, каким древний народ мыслил идеального человека.

Целью работы является анализ образа героя в ирландской мифологии, его основных характеристик и стиля жизни.

Автор ставит перед собой следующие задачи: посмотреть, какова роль семьи на протяжении всей жизни героя; чем была занята его повседневная жизнь, какие взаимоотношения связывали великих с богами; наконец, на примере наиболее яркого и популярного персонажа мифологического корпуса, Кухулина, отследить важнейшие качества, которыми должен обладать объект исследования.

Работа состоит из трех глав. В первой главе автор хотел бы рассмотреть отношения героев со своими родителями, период взросления «великого мужа»; показать роль жены в жизни мужа, ее место в обществе, а также те характеристики, которыми она должна обладать.

Вторая глава посвящена взаимоотношениям с богами и главному занятию в жизни каждого героя - войне, способах и правилах ее ведения.

В третьей главе на примере одного героя рассматриваются основные моменты жизни великих, а также указываются характеристики, которыми должен обладать воин.

Делись добром ;)