logo
Образ пастыря, представленный в трудах митрополита Сурожского Антония (Блума)

5. Священник - человек молитвы

Молитва - средство поиска Бога и одновременно с помощью неё человек с Богом встречается и общается. Таким образом, молитва это может быть и деятельность и состояние, а так же определенное взаимоотношение с Богом. Она рождается из осознания того, что мир, в котором мы живем не какой-то "плоский" мир ограниченный временем и пространством, а наоборот, когда мы понимаем, что окружающий мир намного глубже, чем может показаться на первый взгляд, человек не просто окружен видимым, но живет в невидимом, напрямую пронизан им. Присутствие Божие - вот чем является это невидимое, это самая настоящая реальность и глубинная сущность человека. Видимая и невидимая части мира не борются друг с другом и не соперничают, они существуют вместе, одновременно, даже работают вместе, как раскаленное железо и огонь. Одно без другого не существует, именно поэтому пастырю так важно упражняться в молитве. Он работает с самыми глубинами души человеческой, а без молитвы он просто туда не сможет трезво взглянуть, увидеть, что нуждается в лечении. Нельзя жить лишь только видимым, это очень поверхностный взгляд. Такая жизнь обрекает человека в видимом мире замечать лишь внешнее, на чём останавливается наш глаз.

Из неё пастырю необходимо черпать силы для своего столь трудного пути. Чтобы исправно совершать свое служение священник должен стать человеком молитвы. С помощью неё он как бы заступается перед Богом за своих пасомых. Но выступает и ощущает он себя ни как какой-то отдельный человек, а наоборот, единым с паствой, что каждое воздыхание и вопль этого народа проходит через него к Богу. Молитва не должна превращаться в простое вычитывание, - это может сделать всякий. Молиться необходимо глубинно, всеми силами жизни, которые в тебе найдутся, всем сердцем, но это не так уж просто. С самого начала владыка говорил: "молиться надо о победе Божией над тобой, над собой, над каждым из нас. Мой духовный отец мне как-то сказал: "Молись не в своё имя, а во имя Божие, ради победы Божией. Мы начинаем молитву словами: Во имя Отца и Сына и Святого Духа - в Его имя, ради Него, ради Его победы. И тогда рассеяны ли мы, устали ли мы, что бы с нами не происходило, молитвенные слова, молитвенные правила могут стать как бы жерновами, которые будут нас молоть и молоть, пока мы не станем доброй мукой и когда-нибудь - добрым хлебом Христовым"" Антоний (Блум), митр. Пастырство. С. 37. .

Молитва - огромный труд и подвиг. Необходимо чтобы наш ум проникся чувствами и словами, которые в эти молитвы вложены. Ведь написаны они различными подвижниками, в определенные моменты их жизни, быть может, в момент страха пред Господа, в момент радости или покаяния и этот дух необходимо прочувствовать, чтобы эти молитвы стали и нашими молитвами, чтобы они также вопили к Богу из самого сердца.

Пространно об этом же пишет и Феофан Затворник: в моменты когда мы молимся словами такой чужой молитвы, мы должны продумать и прочувствовать каждое слово, чтобы она стала нашей, чтобы нам уже не приходилось ссылаться на печатный текст, а мы сами стали этой книгой, из которой к Богу так и рвется молитва. Просто вычитывать один или другой текст - недостаточно, это не стоит священника. Пастырь должен быть таким, что в нем просто пылает, живет молитва, любая: просительная, благодарственная, покаянная за всех, кого дал ему Бог. Только тогда молитва по настоящему достойна звания священнической. Лишь так можно исполнить наше призвание: быть на земле отражением жизни Христовой, Его страдания и любви путем Креста и Воскресения.