2.2 Ислам
В отличие от христианства, земная жизнь в исламе расценивается высоко. Тем не менее, в Последний день все будет уничтожено, а умершие воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. Вера в загробную жизнь является необходимой, поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки не с точки зрения личного интереса, а в смысле вечной перспективы. Разрушение всей Вселенной в день Справедливого суда предполагает творение совершенно нового мира. О каждом человеке будет представлена "запись" деяний и мыслей, даже самых тайных и вынесен соответствующий приговор. Таким образом, восторжествует принцип верховенства законов морали и разума над физическими закономерностями. Морально чистый человек не может находиться в униженном положении, как это имеет место в реальном мире. Ислам категорически запрещает самоубийство.
Основные идеи Ислама пророк Мухаммед заимствовал из Библии (например, идею Страшного суда, представления о аде и рае, о Сатане, бесах и пр.)
Описание рая и ада в Коране полны ярких подробностей, дабы праведники могли полностью удовлетвориться, а грешники получить по заслугам. Рай - это прекрасные "сады вечности, внизу которых текут реки из воды, молока и вина"; там же "чистые супруги", "полногрудые сверстницы", а также "черноокие и большеглазые, украшенные браслетами из золота и жемчуга". Сидящих на коврах и опирающихся на зеленые подушки обходят "мальчики вечно юные", предлагающие на блюдах из золота "мясо птиц". Ад для грешников - огонь и кипяток, гной и помои, плоды дерева "заккум", похожие на голову дьявола, а их удел - "вопли и рев".
Согласно Корану, дорога в рай ведет через мост толщиной в волос. Но самостоятельно через него умерший может перейти только с помощью животного (барана, осла, верблюда и др.), которого он еще при жизни принес в жертву Аллаху.
С момента появления Корана в исламе закрепилось представление о существовании барзаха (преграды) -- промежуточного состояния, возникающего между смертью и Судным днем. Во время этого состояния тело умершего человека все еще продолжает все чувствовать, даже находясь в могиле. Душа каждого мусульманина в это время попадает на небеса, а всех неверных -- в колодец Барахут, который находится в Хадрамауте.
Ислам говорит о могильном наказании -- «азаб алкабр». Оно представляет собой своего рода предварительное наказание, а могила является аналогом чистилища в христианстве. Там происходит предупредительное воздаяние: награда или наказание. Наградой становится превращение могилы в луг райского сада, а наказанием -- в яму ада. В могиле умершего допрашивают ангелы Накир и Мункар. Они также оставляют тела истинных мусульман наслаждаться покоем, за которым последует День воскрешения. Иноверцев беспощадно избивают, а грешников придают мучительному давлению.
Все, кто попадет в рай, будут иметь там один возраст -- 33 года.
В исламе нет единого мнения по поводу того, когда наступит загробная жизнь: сразу после смерти или после воскрешения из мертвых и божьего суда. У этого вопроса существуют разные толкования.
По одной версии, душа человека после смерти в течение года находится около тела и наблюдает за тем, как его наследники и родственники исполняют свои обязанности.
После смерти или воскрешения одни души мертвых попадают в рай, другие в ад, третьих помещают между раем и адом в своеобразных мусульманских чистилищах.
- Введение
- Глава 1. Образ смерти
- 1.1 Феномен смерти
- 1.2 Смерть в представлениях древнего человека
- 1.3 Вестники смерти
- Глава 2. Смерть и загробный путь в разных религиях
- 2.1 Христианство
- 2.2 Ислам
- 2.3 Буддизм
- 2.4 Индуизм
- Глава 3. Поклонение умершим
- 3.1 Поклонение предкам
- 3.2 Обряды похорон
- 3.2.1 Православный обряд похорон
- 3.2.2 Мусульманский обряд похорон
- 3.2.3Буддийский обряд похорон
- 3.2.4 Индуизский обряд похорон
- Заключение