Образы смерти в мировых религиях

курсовая работа

2.3 Буддизм

Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается от христианского и мусульманского. Сам Будда отказывался отвечать на вопросы: "Бессмертен ли познавший истину или смертен он?", а также: может ли познавший быть смертным и бессмертным одновременно? В сущности, признается только один вид "дивного бессмертия" - нирвана, как воплощение трансцендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов.

Буддизм не стал опровергать развитое брахманизмом учение о переселении душ, т.е. веру в то, что после смерти любое живое существо снова возрождается в виде нового живого существа (человека, животного, божества, духа и т.д.). Однако буддизм внес в учение брахманизма существенные изменения. Если брахманы утверждали, что путем различных для каждого сословия ("варны") обрядов, жертв и заклинаний модно достичь "хороших перерождений", т.е. стать раджей, брахманом, богатым купцом и т.д., то буддизм объявил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежным несчастьем и злом. Поэтому высшей целью буддиста должно быть полное прекращение перерождений и достижение нирваны, т.е. небытия.

Учение буддистов предполагает особое отношение к смерти. Зародившись в Индии, буддизм раскрыл перед непосвященными смысл понятия жизни и смерти. Согласно этому учению, человеческое сознание проходит долгий путь от смерти к рождению. Как рождение, так и смерть нельзя считать событиями, которые только однажды происходят на протяжении всей жизни человека.

Согласно буддистским понятиям о жизни и смерти, человек должен безропотно нести бремя земных обязанностей, тягот и лишений на протяжении всего периода своего нового воплощения. Когда же он приблизится к совершенству, он покинет телесную оболочку и устремится к высшим мирам.

Период жизни человека на земле, то есть биологическое существование его телесной оболочки, буддисты рассматривали как цепь мучений и страданий, которая должна прерваться после смерти. Завершение земного пути значило для человека долгожданное освобождение духа, готового к новым воплощениям.

Как смерть, так и рождение нового существа - это всего лишь отдельные этапы непрерывного процесса жизни, состоящего из шести определенных состояний. Три этапа человек переживает в период между рождением и смертью, а три остальных - в период между смертью и новым рождением. Эти шесть особых состояний получили в буддистской теории название "бардо". Иными словами, бардо - это видение того мира, появлению в котором человек обязан своей карме.

В буддизме есть четыре основных истины, которые открылись Будде:

1. Миром правит страдание.

2. Причиной страдания становятся искушения, с которыми человек сталкивается на протяжении всей своей жизни, ведь мир полон всяких страстей и желаний.

3. Избежать страданий человек может только после того, как достигнет состояния нирваны (высшего просветления)

4. необходимо искать в жизни ту верную дорогу, двигаясь по которой человек, познавший великую истину, сумеет уйти от страданий и погрузиться в нирвану.

В философии ламаизма (ответвление буддизма) есть место для рая и ада, представление о которых она переняла от буддизма Махаяны. Рай и ад предназначены лишь для временного местонахождения души и не избавляют человека от колеса перерождений.

С точки зрения буддистов, смерть - это не столько трагедия, сколько гармоничный переход из одного состояния в другое. Буддист готовится к смерти загодя, стараясь обеспечить себе удачное перерождение или, если особенно повезет, соскочить с колеса сансары и погрузиться в вечную нирвану.

Делись добром ;)