logo
Общее понятие о составлении догматов и Символа веры Святой Православной Церкви

5. Таинство Покаяния

Покаяние есть Таинство, в котором исповедающий грехи свои, при видимом изъявлении (то есть волеизъявлении) прощения от священника, невидимо разрешается от грехов. Самим Господом Иисусом Христом.

Это Таинство ведет начало от святого Иоанна Крестителя: приходившим к нему он проповедовал Крещение покаяния во отпущение грехов; и они исповедовали грехи своя (Мк. 1,4-5).

Таинство Покаяния установил Сам Иисус Христос. Явившись св. Апостолам по воскресении Своем, Он сказал им: Приимите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20,23).

Из самого Божественного установления этого таинства открывается, что в деле покаяния и заглаждения вины греховной, кроме внутреннего сердечного раскаяния, еще необходимы видимые действия, а именно устное исповедание грехов и пастырское разрешение их. Как больной телом, чтобы получить исцеление от болезни, должен верно и подробно рассказать врачу проявления и свойства своей болезни, - так и грешник, как духовно больной, должен искренно, без утайки исповедать духовному отцу свои грехи, чтобы получить соответственные свойству и силе его грехопадений врачевство и духовное наказание. Конечно, всеведущий Бог, Единый Врач душ и телес наших, и без нашей исповеди знает все наши грехи, хотя бы сделанные нами тайно и даже мысленно. Но Бог требует нашего исповедания, как свидетельства нашего отвращения от греха, нашей победы над греховным нашим самолюбием, нашей готовности уничижить, обвинить себя, смириться, чтобы таким образом стать достойным помилования. Бог знал, что Адам нарушил Его заповедь в раю, и однако ж спрашивал его и требовал признания, исповедания им своей вины (Быт. 3,11). Знал также Бог, что Каин убил своего брата Авеля, и все-таки спрашивал его: Где есть Авель, брат твой? (Быт. 4,9). Так и ныне: Бог устами служителя своего - священника спрашивает всякого грешника, чтобы он чистосердечно исповедал свои грехи и этим исповеданием показал свою твердую решимость отвергнуться греха и возненавидеть его. Но не только Бог требует, - но и сама душа наша просит исповеди. Пророк Давид, представляющий нам в своем лице образец истинного покаяния, так говорит о силе и благотворности устной исповеди: Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего; ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: исповедую Господу грехи мои, и Ты снял с меня вину греха моего (Пс. 31,3-5). От кающегося требуется сокрушение о грехах, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие. Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделывает (2 Кор. 7,10). И егда грешник возвратится от беззакония своего и сотворит суд и правду, той жив будет в них (Иез. 33,19). О сем вси пророцы свидетельствуют, оставление грехов прияти именем Его всякому верующему в Онь (Деян. 10,43).

Есть еще подготовительные и вспомогательные средства для покаяния - это пост и молитва.

Святая Церковь употребляет особое средство для очищения и умиротворения совести покаявшегося грешника - епетимию. Слово это означает «запрещение» (2 Кор.2,6). Под этим наименованием, по необходимости, предписываются кающемуся некоторые особые благочестивые упражнения и некоторые лишения; их цель - освобождение от неправды и греха и преодоление греховной привычки, как, например, пост сверх положенного для всех, а за тяжкие грехи - отлучение от Святого Причащения на определенное время.

К участию в Таинстве Покаяния Господь готовил Своих учеников постепенно. Он пришел в мир спасти грешников, призвав их к покаянию (Мф. 9,13). «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1,15), - возгласил Он. Люди, сознавая свои грехи и вину пред Богом, с живой верой обращались ко Христу. Своей Божественной силой Господь врачевал людей, отпуская им грехи (Лк. 7,47-48).

Кающийся, по Ерму, должен «очистить свою душу, смириться во всяком деле и перенести многие и различные скорби. И когда перенесет все..., тогда Тот, Который все сотворил и утвердил, подвигнется к нему Своей милостью и даст ему спасительное врачевство» через иерея11 Пастырь Ерма. Кн. III, пар. 7. Писание мужей апостольских. СПб., 1895, с. 215..

То же имеет в виду и свято Климент, епископ Римский, когда пишет: «Если в чье-либо сердце тайно вкралась зависть, или неверность, или другое зло, то пекущийся о своей душе не должен стыдиться исповедовать сие предстоятелю, дабы посредством слова Божия и спасительного совета получить от него врачевство»22 Покаяние в древней христианской Церкви. Воскресное чтение, 1912, 9, с. 105..

Так же в деле успокоения мятущейся совести и исцеление грешной души нашей от болезненного томления, существенное значение имеет та уверенность, что грех прощается именем Божиим и к нашим неисцельным язвам греховным касается всеисцеляющая благодать таинства.