Общее понятие о составлении догматов и Символа веры Святой Православной Церкви

курсовая работа

7. Таинство Брака

Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Святой апостол Павел, просвещенный светом благодати Божией, в союзе брачном усматривает «тайну великую» (Еф. 5,32), в которой благословение Божие прикровенно и необходимо ведет сочетавшихся браком к познанию Христа и Его Церкви. То, что брак есть Таинство, видно из следующих слов Апостола Павла: оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину. Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь (Еф. 5,31-32).

Не хорошо быть человеку одному, сказал Господь Бог по создании первого человека: сотворим ему помощника соответственного ему (Быт. 2,18). И создал Господь жену Адаму из ребра его - кость от костей его и плоть от плоти его. Ибо они представляли плоть едину. Так началось первое и образцовое супружество на земле. Бог, благословляя патриархов, обещал от семени их рождение Спасителя. Такой закон Божий о супружестве был дан в Ветхом Завете; в Новом Завете этот закон только еще более закреплен и возвышен. Сам Господь наш Иисус Христос Своим присутствием освятил брак в Кане Галилейской (Ин. 2,1-11). Что Бог сочетал, того человек да не разлучает, сказал Иисус Христос фарисеям, спрашивавшим Его, возможен ли развод между мужем и женою (Мф. 19,6). Брак у всех да будет честен и ложе непорочно, учил св. ап. Павел о супружестве (Евр. 13,4).

В новозаветном понимании Церковь - это Тело Христово. В нем Христос - Глава, а все, кто рожден от воды и Духа члены Его Тела. Поэтому образование союза брачного для христиан совершается только в Церкви с ведома и благословения епископа или священника. Свободная воля вступающих в брак дает их союзу реальное бытие и сакраментальную направленность по присущей им, как христианам, благодати Крещения. А Церковь своими священнодействиями и молитвами низводит на них благословение Божие. И тогда волеизъявлением Церкви Таинство Брака становится «Таинством Благодати»11 Павлов А., профессор. 50-я глава Кормчей книги... М., 1887, с. 70, 72. - образом духовного союза Христа со вступившими в брак, благодаря которому, по слову апостола, создается «домашняя церковь» (Кол. 4,15).

Составляя единую плоть, супруги имеют и единую душу, взаимной любовью, пробуждая друг в друге усердие к благочестию. Ибо « супружество, - говорит святитель Григорий Богослов, - более привязывает к Богу, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему... Кто обязан заботиться о милой супруге и детях, тот рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога»11 Свт. Григорий Богослов. Творения. М., 1847., ч. 5, с. 60..

Не всем должно вступать в брак. Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить его. Об этом именно сказал Господь Иисус Христос: « Не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть: могий вместити, да вместит» (Мф. 19,11-12). И Апостол говорит: «Глаголю же безбрачным и вдовицам: добро им есть, аще пребудут якоже и аз. Аще не удержатся, да посягают... Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви: а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене... Вдаяй браку свою деву, добре творит: а не вдаяй, лучше творит» (1 Кор. 7, 8-9, 32-33, 38).

Делись добром ;)