Один – небесный конунг германцев

реферат

IV ОДИН В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ГЕРМАНЦЕВ

Представители каждого народа видят своих богов по-особенному, давая положительным богам силу и героизм, а отрицательным напротив, злость, трусость и другие подобные качества. В представлении германцевОдин выступает одноглазым -- свой правый глаз он отдал Мимиру, чтобы испить из источника мудрости. Добавим также, что судя по некоторым эпитетам в германских источниках, Один был возможно даже слеп.Подобное самопожертвование во имя мудрости -- не редкость для Одина. В частности, чтобы постичь силу рун он, принеся самого себя в жертву, 9 суток провисел на стволе ясеня Иггдрасиля, прибитый к нему своим же копьём Гунгнир, после чего утоляет жажду священным медом из рук деда по матери -- великана Бёльторна и получает от него руны -- носители мудрости. Это «жертвоприношение» Одина, описанное в «Речах Высокого» в «Старшей Эдде», представляет, однако, не столько воинскую, сколько шаманскую инициацию.

Один сохранил черты хтонического демона, ему служат хтонические звери -- вороны и волки - Один кормит их мясом в Вальхалле; хтонические черты имеет и его восьминогий конь Слейпнир, на котором сын Одина -- Хермод скачет в царство мертвых Хель. В небесном царстве мертвых, где живет его дружина -- павшие воины, ему подчинены воинственные валькирии, распределяющие по его приказу победы и поражения в битвах. Один -- бог войны и военной дружины (в отличие от Тора, который, скорее, олицетворяет вооруженный народ), дарователь победы и поражения (воинской судьбы), покровитель героев (в том числе Сигмунда и Сигурда), сеятель военных раздоров. Один, по-видимому, -- инициатор первой войны (война между асами и ванами; см. в статье Ваны), он кидает копье в войско ванов. Копье (не дающий промаха Гунгнир) -- символ военной власти и военной магии -- постоянный атрибут Одина.

Как покровитель воинских инициации и жертвоприношений (особенно в форме пронзания копьем и повешения), Один, по-видимому, -- скрытый виновник «ритуальной» смерти своего юного сына Бальдра.

Будучи мастером перевоплощений, Один часто является людям в различных образах. Чаще всего -- в образе старца в синем плаще и войлочной шапке. Именно этот образ старика в синем плаще и надвинутой на лоб широкополой шляпе олицетворял слепоту или полу-слепоту Одина.Считалось, что под видом бедного странника или уродливого карлика он бродит по свету, и плохо будет тому, кто, забыв законы гостеприимства, оттолкнет его от своего порога. Жители Скандинавии и нынешней Германии верили, что он часто объезжает на своем коне землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу.

Исходя из анализа дошедших до нас текстов вероятно суждение о том, что Один не нуждался в пище -- в ряде источников (в частности, в «Саге об Олаве Святом») намекает, что он никогда не ест, а живёт лишь тем, что пьёт мёд или брагу.

Следует также отметить, что во время зимних бурь Один в сопровождении погибших в боях проносится в небе. Эти выезды носят название «дикой охоты».

Древние германцы считали, что Верховное божество, не всегда передвигается по свету в божественном обличии, а напротив в виде старца со своими волшебными спутниками. Германцы считали спутниками:

· двух воронов, Хугина и Мунина («мысль» и «память»), летающих по свету, а потом рассказывающих ему, что где творится,

· волшебное копьё Гунгнир, которое никогда не пролетает мимо цели и поражает насмерть всякого, в кого попадает,

· золотое кольцо Драупнир, каждую девятую ночь производящее восемь таких же,

· восьминогого коня Слейпнира, рождённого Локи,

· отрубленную голову (терафим) Мимира, предсказывающую ему будущее,

· двух волков Гери и Фреки, которым он бросает всю подаваемую ему в Вальхалле пищу, не употребляя ничего, кроме вина и мёда.

· корабль Одина -- Скидбладнир («сложенный из тонких дощечек»), самый быстрый корабль мира, вмещающий любое количество воинов, который, однако, можно при надобности сложить и спрятать в карман.

Один у германцев - это, прежде всего, воплощение ума, не отделенного, впрочем, от шаманской «интуиции» и магического искусства, от хитрости и коварства. В «Песни о Харбарде» («Старшая Эдда») Один представлен умным и злым насмешником, который издевается над простодушным силачом Тором, стоящим на другом берегу реки и потому неопасным для Одина (последний под видом перевозчика Харбарда отказывается перевезти Тора через реку). Хитрость и коварство Одина резко отличают его от Тора и сближают его с Локи. Именно по инициативе Одина Локи похищает Брисингамен у Фрейи.

Как мы уже говорили ранее, Один был провидцем и колдуном. Он мог узнавать судьбы людей и еще не случившееся, а также причинять людям болезнь, несчастье или смерть, а также отнимать у людей ум или силу и передавать их другим. Мужам считалось зазорным заниматься этим колдовством, так что ему обучались жрицы. Одину было известно о всех кладах, спрятанных в земле, и он знал заклинания, от которых открывались земля, скалы, камни и курганы, и он словом отнимал силу у тех, кто в них жил, входил и брал, что хотел. Один мог менять свое обличье, превращаясь в птицу, рыбу, змея или зверя. Он мог словом потушить огонь, утишить море, повернуть ветер в любую сторону. Один был красноречив. Он говорил так складно и гладко, как будто пел песню. Друзья уважали Одина, а недруги панически боялись его. Люди поклонялись Одину и двенадцати верховным жрецам, называли их своими богами и долго верили в них.

Один вместе с другими «сынами Бора» участвует в поднятии земли и устройстве Мидгарда, в составе троицы асов (вместе с Хёниром и Лодуром) находит и оживляет древесные прообразы первых людей Аска и Эмблы. Кроме этого участия в космо- и антропогенезе, Один выступает также в качестве культурного героя, добывающего мед поэзии. В «Младшей Эдде» также рассказывается о соревновании Одина в конной скачке с великаном Хрунгниром и об участии (совместно с Локи и Хёниром) в добывании клада карлика Андвари. В эсхатологической последней битве Один сражается с волком Фенриром и побежден в этом поединке (волк проглатывает Одина); за него мстит сын Видар. С Одином в какой-то степени связаны и мотивы плодородия, о чем, возможно, свидетельствует такой его атрибут, как кольцо Драупнир («капающий»), порождающее себе подобных.

Делись добром ;)