Осмысление слов Христа, записанных в Евангелии от Матфея 5:43- 48

курсовая работа

1.4 Семантический анализ

Любовь (avgaph).

Словарное значение.

- чувство привязанности, основанное на общности интересов.

- чувство, основанное на половом влечении.

- склонность, расположение или влечение к чему - ни будь. Толковый словарь русского языка. Ред. Ушакова. Москва 1994, С.104.

- любовь (главным образом христианская).

- забота, попечение. Греческо-русский словарь Нового Завета. Российское Библейское Общество. Москва 1997, С. 11.

Ассоциативное значение.

Любовь чаще всего ассоциируется с чувством, зарождающимся в глубине человеческого сердца и меняющее отношение к предмету или личности по отношению к которой направлена любовь.

Коннотация.

В этом тексте подразумеваемое значение слова это не только чувства, которые мы должны испытывать к врагам, но в большей мере это направленное действие доброты по отношению к ним.

Совершен (te,leio,j).

Словарное значение.

- обладающий полнотою достоинств, превосходный.

- полный, несомненный, окончательный.

- высшая степень какого-нибудь положительного качества.

- воплощение идеала в чьей-нибудь личности. Толковый словарь русского языка. Ред. Ушакова. Москва 1994, С. 338.

- законченный, завершенный, целый.

- взрослый, зрелый. Греческо-русский словарь Нового Завета. Российское Библейское Общество. Москва 1997, С. 207.

Ассоциативное значение.

Совершенной, обычно называют такую личность, которая достигла наивысшей степени в обладании положительными качествами.

Коннотация.

В данном тексте слово te,leio,j используется не только по отношению к Богу но и по отношению к человеку. Человек призывается быть совершенным как Бог. То есть обладать такими же качествами добродетели как у Бога. Но ни в коем случае речь не идет о том , что бы человеку стать Богом. Человек это не то же самое что Бог, но способен обладать теми же качествами, что и у Бога. К этому и призывал Иисус.

Семантические группы.

В этом тексте мы выделим несколько интересующих нас групп.

А) Глаголы взаимоотношения, относящиеся к любви:

- будешь любить (VAgaph,seij).

- любите (avgapa/te).

- полюбите (avgaph,shte).

Здесь мы находим как бы противопоставление слов Христа словам древней заповеди. Он повелевает - любите! Эта же идея прослеживается и в другой паре слов: было сказано (evrre,qh) и Я же говорю (evgw. de. le,gw).

Б) Противоположные по значению слова:

- будешь ненавидеть (mish,seij).

- будешь любить (VAgaph,seij).

Эти повеления относятся к ветхозаветной заповеди о любви к ближнему и к присовокупленному к ней толкованию. Они отражают закон, который действовал в Израиле вплоть до пришествия Мессии.

В) Родственные по значению слова, относящиеся к совершенству:

- совершенны (te,leioi).

- совершен есть (te,leio,j).

Первое из этих слов выражает желание оратора, заключающееся в том, что бы слушатели стали совершенными. Второе слово констатирует факт. Факт того, что Бог совершен есть.

1.5 Литературный анализ

Макро - уровень.

В Новом Завете мы находим три подобных макро - жанра: письмо, повествование ( Евангелия и Деяние Апостолов) и апокалипсис. Выбранный нами текст относится к жанру повествования ( Евангелия ).

Мезо - уровень.

Отрывок находится в контексте глав повествующих о нагорной проповеди. Итак, перед нами проповедь.

Микро - уровень.

В это проповеди, в частности в исследуемом отрывке, мы находим такие стилистические характеристики как ирония, антитеза и параллелизм.

Делись добром ;)