Осмысление слов Христа, записанных в Евангелии от Матфея 5:43- 48

курсовая работа

1.6 Культурно - общественный и исторический анализ

1.6.1 Общий исторический фон

«Когда писался Новый Завет весь цивилизованный мир, за исключением малоизвестных государств Дальнего Востока находился во владении Рима. От Атлантического океана на западе до реки Ефрат и Красного моря на востоке, и от Роны и Дуная, Черного моря и Кавказских гор на севере до Сахары на юге простиралась одна необъятная империя, находящаяся в сущности под диктаторской властью императора».М. К. Тенни. Мир Нового Завета. - МБИ «Логос», 1990, С. 19.

К тому времени, когда Иисус произносил нагорную проповедь, всей этой необъятной империей правил жесткий, гордый и холодный император Тиберий. Иудея так же входила в число его подчиненных колоний. Ирод Антипа правил Галилеей и Перией. Филипп - северо-восточным углом Палестины.

1.6.2 Социально - общественный фон

Если смотреть с позиции христианской морали, то Римский мир в то время когда проповедовал Иисус, уже начал разлагаться, но еще не разложился полностью. Гомосексуализм и проституция были обычным явлением. Различного рода извращения и оргии так же были широко распространены в империи. Но не смотря на это общество еще как то держалось. Преобладающим классом были рабы, которые обеспечивали более высокие классы всем необходимым.

В отличие от Рима, в Палестине обстановка была несколько иная, так как пленение еще не означало отказ от Бога и Его заповедей. И хотя зрелища, извращения и тому подобное присутствовало и в Иудее, но все же не в той мере, что и в Риме.А. Тарасенко. Иисус и полнота времени. - СПб.: Библия для всех, 2000, С. 17 - 26.

1.6.3 Религиозный фон

Римляне придерживались многобожия. Иудеи признавали только одного Бога - Яхве. Но не все верили в Него одинаково. Существовали различные течения и секты в иудаизме. Самыми крупными считались саддукеи, фарисеи и книжники. Это важно знать, что бы понимать, почему и как реагировали люди на слова Иисуса. Так как помимо Закона существовало еще множество традиций, преданий и религиозных предписаний которыми жило израильское общество. Библейский справочник Геллея. - МХМ, Торонто 1984, С. 411.

В свете всего вышесказанного мы можем понимать значимость нагорной проповеди Христа. Ведь Он выступал в роли толкователя и нового учителя, который учил вразрез закону и традициям. Так, в нашем отрывке, Он заменял привычное всем учение учением своим. Как же израильтянам следовало относиться к Нему? Признать Его за обещанного Мессию, которого нужно было во всем слушаться? Или же надеть на Него клеймо еретика и лжепророка? Задача была не из легких. Особенно для малограмотного народа. Но что удивительно именно этот простой народ и принял в своем большинстве Иисуса за своего Спасителя. А претендующие на совершенное знание Торы, отвергли!

1.7 Теологический анализ

Перед нами развертывается интересная картина: множество народа толпятся на небольшой горе и желают послушать нового Учителя, недавно объявившегося в их краях. И вот Учитель сел. Это означало, что сейчас Он начнет учить. Вокруг Него тут же собрались ученики и остальной народ. И вот Иисус заговорил. То, что Он говорил было необычно и с трудом вмещалось в головы слушателей. И возможно они бы приняли Его за лжепророка если бы не некоторые обстоятельства.

«Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7:29).

Иоанн Креститель, которого почитали за пророка Божия, превозносил Иисуса больше себя (Мф. 3:11). С неба был глас Божий при крещении, свидетельствующий, что Иисус- Сын Божий (Мф. 3:17). Кроме всего этого Иисус исцелял прокаженных, больных и изгонял бесов (Мф. 4:23,24).

На фоне всего этого Он говорит такие слова, к которым нельзя относиться спокойно. Нужно либо Его отвергнуть, либо принять. Что же такого странного говорил Христос? Он давал новые заповеди и воскрешал забытые и искаженные. Это было не просто толкование закона и внесения дополнений. Но, революционно новое учение, основанное на Его собственном авторитете.

В первой части 43 стиха Иисус частично цитирует слова из Левит 19:17,18. Во второй части Он пересказывает мнение толкователей закона, основанное на Второзаконии 23:3-6. так как прямой цитаты о ненависти к врагам в Ветхом Завете мы не находим.Б. Ньюман, Ф. Стойн. Комментарии к Евангелию от Матфея. - СПб.: Российское Библейское Общество, 1998, С. 147. (см. п. 1.6.3). Поэтому Он и говорит в 43 стихе: «Вы слышали, что было сказано».

Далее, в 44 стихе Иисус делает заявление: «А Я говорю вам», противопоставляя тем самым авторитет книжников своему авторитету. Значимость этого шага нельзя недооценивать. (см. п. 1.3.1).

Следушие, что Он делает, это дает свое учение о любви к врагам, подкрепляя его различными примерами и сравнениями. (см. п. 1.3.2).

В конце этого учения, Иисус выдвигает потрясающие пожелание - требование к своим слушателям. «Будте совершенны» - говорит Он. Это заявление должно было шокировать слушателей, так как раньше их не призывали иметь те же качества, что и у Бога в полноте.Джон Р. У. Скотт. Нагорная проповедь. - СПб.: Мирт, 1996, С. 134. (см. п. 1.4).

Интересно отметить, что в Евангелии от Луки 6:35,36, где цитируется та же речь Христа о любви к врагам; там, стоит вместо слова совершен, слово милосерд. Это как раз и является одним из качеств Бога. Но самым, пожалуй, близким к совершенству качеством, можно назвать святость. И люди, читающие Писания могли уже раньше слышать такой призыв к ним из уст Бога: «Святы будте, ибо свят Я, Господь Бог ваш» (Левит 19:2). Толкование четырех Евангелий и книги Деяний Апостолов. - Славянское Евангельское Общество, Ред. П. Харчлаа, 1992, С. 27, 28.

Но Христос, в нагорной проповеди, говорил не об одном каком либо качестве. Он говорил о совокупности этих качеств. О целостности. Похожую формулировку мы находим в послании к Колосянам 3:14: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». Но ведь именно о любви и говорил Иисус в исследуемом нами отрывке! Вот, что об этом пишет библейский комментатор У. Макдональд:

«Слово совершенный нужно понимать в свете контекста. Оно не значит безгрешный или без изъяна. Предыдущие стихи поясняют, что быть совершенным - значит любить ненавидящих нас, молиться за обижающих нас и быть добрыми друг к другу, и к врагу. Совершенство здесь - это духовная зрелость, которая делает христианина способным подрожать Богу в раздаянии благословений всем без исключения». У. Макдональд. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет. - Bielfeld, 2000, С. 46.

Часть 2. Осмысление идеи совершенствования

Делись добром ;)