Основные боги индуизма

реферат

3. Локапалы «охранители мира»

В индуистской мифологии божества -- властители стран света, охраняющие их. Первоначально их четыре, позднее -- восемь. У каждого локапалы свой особый слон; эти космические слоны (диггаджи), также именующиеся локапалами, с четырёх (или с восьми) сторон поддерживают землю. Локапалы были поставлены Брахмой после свержения с небесного трона Нахуши и возвращения Индры. Индра получил восток, Яма -- юг, Варуна -- запад, Кубера -- север; иногда (раньше) вместо Куберы выступают Агни или Сома. Впрочем, эти боги, как и некоторые другие, могут быть охранителями и других сторон света: Сома -- северо-востока, Сурья -- юго-востока, Агни -- юго-запада, Ваю -- северо-запада. Иногда в число локапал вводятся Ниррити (как охранитель юго-запада) и Притхиви или Шива, особенно под именем Ишаны -- «Владыки» (как охранитель северо-востока). Каждая из этих сторон света описывается в качестве особого царства. Подобная система локапал имеет типологические соответствия в индоевропейской и во многих других традициях (например, в Юго-Восточной Азии).

Махасуварна Вайшравана. Имя этого охранителя Севера, весьма популярного среди практикующих, - "Вайшравана Великое Золото", это самое его известное изображение. Само имя Вайшравана означает сын, слуга или почитатель Совершенного (Будды). В индийской тради-ции ему соответствует бог богатства Кубера, который стал покровительствовать буддизму. Он желто-золотого цвета, с округлым животом, одноликий, украшен пятизубчатой короной, двурукий, восседает в свободной позе на присевшем белоснежном льве (seng-mo gyu-ral-can, лев, украшенный бирюзой), который повернул к божеству свою морду, под ним солнечный диск и лотос. На переднем плане горка из драгоценностей. В своей правой руке он держит круглое знамя победы, а в левой у бедра мангусту (nakuli, rigs med, ne`u le), которая выплевывает и испражняет драгоценные камни. Так и в индийской традиции мангуста, будучи врагом нагов-змей, отбирает и проглатывает сказочные сокровища, охраняемые нагами. От фигуры исходит спокойная радужная аура, при этом на головной ауре видны два маленьких кружочка, символизирующих солнце и луну.

Ракташула Вайшравана. Имя этого Вайшраваны - "Вайшравана с красной пикой". Здесь Вайшравана изображен в военном парадном костюме, в панцире и сапогах, верхом на шагающем льве. Здесь Вайшравана скорее Локапала, чем Васупати. При этом его лев ступает по лунному диску и лотосу. Он одноликий, увенчан шлемом с флажком, двурукий, восседает в свободной позе на льве. Перед ним горка драгоценностей. В своей правой руке он держит круглое знамя победы и одновременно длинную красную пику (откуда и название), левой у бедра придерживает секиру. От фигуры исходит спокойная радужная аура.

Аюрвардхана Сита Вайшравана. Имя этого Вайшраваны - "Белый Вайшравана увеличивающий или продлевающий жизнь". Здесь Вайшравана изображен в мирской одежде, босиком, верхом в свободной позе, на шагающем по лунному диску и лотосу льве. Он одноликий, в пятизубчатой короне, двурукий. В своей правой руке он держит секиру, в левой у сердца сосуд с амритой. От фигуры исходит спокойная радужная аура, на заднем фоне горы, воды и облака.

Сита Джамбхала. Имя этого божества богатства - Белый Джамбхала, который является проявлением Вайшраваны. Джамбхала также увеличивает богатство и благосостояние. Дзамбала изображен в шелковых одеждах, в свободной позе, с чуть поднятым левым коленом, сидит на лунном диске и лотосе. Лотос же находится на спине зеленого или бирюзового извивающегося чешуйчатого дракона, появляющегося из бурного водоворота. Джамбхала одноликий, голова со вздыбленными волосами и тело украшены драгоценностями, двурукий. В правой руке он держит украшенную драгоценностью трость (или пику), в левой тришулу. От фигуры исходит спокойная радужная аура.

Пита Джамбхала. Имя этого божества богатства - "Золотой (Желтый) Джамбхала. Он изображен в шелковых одеждах, в свободной позе, сидящим на лунном диске и лотосе. Он одноликий, двурукий, правая нога чуть спускается с лотоса и опирается на раковину. Перед ним горка драгоценностей. На голове драгоценная корона, с лентами, в ушах серьги, правая рука лежит на колене в мудре отдачи и держит драгоценность, на других изображениях он держит золотой лимон или цитрон (bijapura, gam bu га). В левой руке у бедра он держит мангусту, выплевывающую драгоценные камни. От фигуры исходит спокойная радужная аура.

Черный Джамбхала. Имя этого божества богатства - "Черный Джамбхала", или Нордаг (Nor-bdag) - "Хозяин Богатства". Он одноликий, двурукий, стоит прямо на поверженном демоне. Под ним диск и лотос. Голова со вздыбленными вьющимися волосами украшена короной, тело прикрыто лишь набедренной матерчатой повязкой и с шеи спускается узкий пояс (или змея). В правой руке у сердца держит габалу с амритой, в левой у пояса мангусту. Фигура находится в протуберанце из языков пламени, на заднем фоне горы и облака.

Дамчан Ваджрасадху. Имя этого популярного божества "Обладающий Обетами Добрый Ваджра". По-тибетски Дорже Легпа. По преданию, раньше он служил Бонской вере и назывался Асе, но с приходом в Тибет Падмасамбхавы он стал покровительствовать и буддистам. Он одноликий (три глаза, в ушах серьги), двурукий, одет в гражданскую тибетскую одежду, на голове традиционная шляпа "сетхеб" (bse theb), характерная для местных тибетских божеств. Он едет верхом на белом льве, под которым нет лотоса. Иногда он появляется на козле или баране (aja, mesha. Ra, lug thug). Он красного или темного цвета, в правой вытянутой руке держит ваджру, а в левой габалу с кровью. Иногда вместо габалы он держит вырванное сердце врага (hrid, dgra-snying), иногда кузнечный мех (bhastra, sbud pa), поскольку Дамчан является кузнецом, в других же случаях он держит опахало из ячьего хвоста (camararatna, rngayab nor bu`i yu Ьа can), украшенное драгоценностью. Вся фигура Дорже Легпы находится в бушующем море огня Мудрости.

Пранасадхана Ракта Джамбхала. Имя этого божества богатства - "Красный Джамбхала, реализующий Жизненность". Он изображен одноликим (на голове драгоценная корона), двуруким, в шелковых одеждах, в свободной позе "раджа-парьянка (rol-stabs)", с поджатой левой ногой и чуть отодвинутой правой. Сидит на солнечном диске и лотосе. В правой руке он, обнимая супругу, держит драгоценность либо цитрон, а в левой - мангусту. Его супруга Нор-гьюн-ма ("Поток богатства"), совершенно обнаженная, украшенная драгоценностями, обнимает его за шею правой рукой, а левой подносит габалу с амритой. Левую ногу она закинула за поясницу Отца. От фигуры исходит спокойная радужная аура.

Тримукта Джамбхала. Имя этого божества богатства - "Джамбхала с тремя лицами и шестью руками". Он в шелковых одеждах, стоит прямо (как Белый Махакала), под ногами лежат демоны, лежащие на диске и лотосе. Все три головы Джамбхалы со вздыбленными и спутанными волосами, украшены короной из черепов, тело украшено драгоценностями. В верхней правой руке он держит анкушу, в средней руке у сердца драгоценность. В верхней левой руке он держит аркан, в средней - у сердца габалу с кровью. Нижними руками на уровне пояса он держит двух мангуст. Тело обрамлено длинным, с тонкими изгибами хадаком. От фигуры исходит спокойная радужная аура.

Делись добром ;)