Основные христианские конфессии

курсовая работа

1.2 Католичество и протестантизм

Первый акт буржуазной революции не случайно был разыгран в форме религиозных воин. Чувства и создание масс были тогда целиком вскормлены той духовной пищей, которую предлагала им церковь. Иной формы идеологии, кроме религии, феодальное средневековье практически не знало. В силу этого историческое движение, основное содержание которого составлял переход от феодализма к капитализму, неизбежно должно было принять религиозную окраску. Идеи и лозунги, отражавшие социальные и политические интересы, требования и цели антифеодального движения, выражались в форме ересей, направленных против римско-католической церкви. Чтобы массы могли подняться на борьбу против феодального строя, нужно было прежде всего сорвать с него тот ореол святости, которым окружала его католическая церковь. "Надо учитывать, что католическая церковь была не просто одним из феодальных институтов, но своеобразным интернациональным центром феодальной системы, ее высшим синтезом" [4. С.7]. Католическая церковь пыталась покончить с нарождавшейся ересью, которая чаще всего выступала против католицизма с требованием восстановления "истинного христианства". Приверженцев стали называть протестантами. Реформация назревала постепенно, но неотвратимо. В XVI в. выявилось глубокое противоречие между средневековым католицизмом, олицетворявшим собой "феодальное христианство", и обществом, вступившим в пору глубоких преобразований, которые вели от феодализма к капитализму. Так возник протестантизм.

Реформаты, кальвинисты, лютеране, баптисты, методисты, пресвитериане, англикане - названия различных течений того, что обычно называют "протестантизм". Протестантские движения рождались не случайно, они выражали различные формы духовности, дополняющие, а иногда противоречащие друг другу. Поэтому с течением времени произошло наложение различных форм протестантизма. Организационные формы его очень разнообразны - от иерархических структур, напоминающих католическую церковь, до почти полной анархии.

Несмотря на огромное разнообразие церквей и тенденций, протестанты прежде всего являются христианами. Поэтому они разделяют фундаментальные верования, общие для всех христиан.

Протестантизм сохраняет основные догматы христианства, он сохраняет представления о сотворении мира, о былом совершенстве человека в "естественном состоянии", в каком он вышел из рук творца, о его грехопадении, о воплощении Бога в Иисусе Христе и об искупительной жертве сына Божьего, о грядущем предшествии, о блаженстве рая, ожидающем праведников, и муках ада, уготованных грешникам. Но в то же время сама религия рассматривается протестантизмом не столько в качестве таинственного и чудесного установления, обособленно стоящего по отношению ко всей остальной человеческой деятельности жизни вообще, но главным образом как источник и носитель всех человеческих ценностей, в первую очередь нравственных.

Одна из трех главных христианских конфессий (наряду с православием и католичеством). Вероучение протестантизма базируется двумя основоположениями: sola fide ("только вера") и sola scriptura ("только Писание"). Вера воплощается в религиозном отношении к своей жизни, которое проявляется в преданности и послушании богу. Она не сводится к приобщению к таинствам, а выражается в поступках, в действиях. Вера становится образом мыслей человека, определяющим образ его действий. Религиозная ценность отдельных поступков, отдельных действий, включая ритуальные, определяется не самими по себе этими поступками, а тем, чем они вызваны, какими порождены побуждениями. Ответственность человека за свое спасение полагается в акте его личной веры, и никакая организация (речь идет о Церкви как о социальном институте) не в праве взять ее на себя.

Идея Бога коренится во внутреннем существовании человека, если она воплощается в том образе мыслей, который определяет образ жизни человека, то с точки зрения возможностей служения господу разница между мирской жизнью и монашеским служением не должна существовать. Следовательно религия не требует от верующего отрешения от мира во имя приобщения к Богу. Бегство от мира было бы бегством, с точки зрения протестантизма, от установленных господом условий человеческой жизни.

"В отличии от католицизма, с его учением о том, что человек может спасти свою душу лишь благодаря посредничеству церкви, наделенной особым правом распределять в мире божественную "благодать", а также благодаря заступничеству "святых" и "добрым делам" верующего, протестантизм придерживается в учении о спасении таких принципов" [4. С.33].

В работе М. Вебера " Протестантская этика и дух капитализма", автор показывает, что протестантизм возвеличивает мирской труд человека, рассматривая его как несение своего креста, как непосредственное служение Богу. Как указывает Вебер, с точки зрения протестантизма, Бог судит о достоинстве христианина по тому, как он выполняет свои профессиональные обязанности. В противовес традиционному христианству, превозносящему монашеский, созерцательный аскетизм.

Лютеранство признает, что человек обретает спасение через веру в милосердие божье, отвергает почитание святых и считает, что сами по себе "добрые дела" без божьей благодати значения не имеют: каждый человек сам находит путь к богу, священник же может быть только советчиком в поисках этого пути. Лютеранская церковь - это общинная церковь под руководством священников-пасторов.

Кальвинизм приписывает спасение исключительно божьей благодати и проповедует учение о предопределении, согласно которому каждый человек изначально предназначен богом для рая или ада. Никакие усилия человека не могут изменить уготованную ему участь. Избранные богом могут определить это по удачливости, главным образом в "деловой сфере" деятельности. В кальвинистской церкви наиболее последовательно проведен демократический принцип организации: общины независимы от каких бы то ни было светских властей, обладают самостоятельностью. Внутри общин жестко регламентируется соблюдение церковных обязанностей.

В отличии от католицизма с его учением о двух источниках веры - "священном писании" и "священном предании", лютеране и кальвинисты признают источником веры лишь одно "священное писание" и "апостольские правила". Каждому верующему предоставляется право по-своему толковать и излагать "слово божье".

"В отличии от католицизма, признающего семь таинств, лютеранство сохраняет только два - крещение и причастие. Последнее они понимают как невидимое присутствие тела и крови Христа в хлебе и вине. Кальвинизм признает из всех таинств только одно - крещение. Причащение же рассматривается как обряд, совершаемый в память о мученической смерти Иисуса Христа, а хлеб и вино - как символы, напоминающие о его искупительной жертве" [4. С.34].

Отвергнув свойственное католицизму резкое разграничение верующих на духовенство и мирян, протестантизм внес существенные изменения в организацию церкви и вообще церковную жизнь и деятельность. Лютеранство представлено национальными церквями, верховенство в которых принадлежит главам соответствующих государств. Церковную иерархию составляют пасторы или епископы, осуществляющие в основном проповеднические и организационные функции. Они не проходят посвящения в сан и не имеют специальных облачений, считается желательным, чтобы пастор состоял в браке. К служению в церкви допускаются женщины. Кальвинизм отверг в принципе подчинение церкви государству и признал каждую общину самостоятельной. Возложив контрольные функции в общине на самих мирян, протестантизм не только не избавил общество от религиозной нетерпимости и проявлений фанатизма, но, наоборот, придал им больший размах и остроту.

Делись добром ;)