Основные черты нетрадиционных религий

реферат

3. Духовные лидеры нашего времени

На Западе, начиная с 60 - х. гг. XX в., необыкновенную популярность приобрело движение Нью-Эйдж, что в переводе с английского означает «новый век». Идеи движения Нью-Эйдж проникли во все сферы жизни от литературы, музыки, живописи, театра до медицины и бизнеса. Нью-Эйдж трудно считать религией в традиционном понимании, поскольку в нем нет вероучения, священных текстов, отсутствуют центральная организация, формальное членство и духовенство. Нью-Эйдж больше походит на саморазвивающееся, свободно текущее духовное движение, весьма неоднородное и пестрое по своему составу. А спектр нью-эйджевских воззрений необычайно широк. Легче всего, как говорят сами нью-эйджевцы, объединить последователей движения по признаку, который известный австрийский философ XX столетия Людвиг Витгенштейн назвал «семейным сходством»: два члена семьи могут быть очень непохожи друг на друга, однако вдвоем они сильно напоминают третьего члена семьи.

Лидеры Нью-Эйдж, определяя общие, свойственные всему движению черты, сходятся только в одном: Нью-Эйдж - это то, что содействует непрерывному развитию человека, расширению его кругозора и трансформации (преображению) сознания.

Нью-эйджевцы рассматривают настоящее как время великого преобразоания нашей планеты, как предверие новой эпохи появления более прогрессивной формы сознания, способной разрешить все глобальные социальные конфликты. Поэтому они стремятся направить свои усилия на перестраивание действительности и самих себя, пытаются ориентировать свое мышление только на положительное. Среди нью-эйджевцев очень популярна идея, что на Земле действильно установятся мир и гармония, если достаточное количество людей будут концентрировать свои мысли на этом устремлении. Такой процесс они называют гармоничной конвергенцией. Каждый человек, считают последователи движения, обладает очень многим, что может предложить миру и другим людям. Нужно лишь раскрыть свой потенциал. Ключом к этому, по мнению нью-эйджевцев, является осознание того, что человек имеет Божественную природу, которая может быть пробуждена человеком в самом себе и направлена в повседневную жизнь. Это и есть главная цель существования каждого из нас.

Подобные идеи созвучны традиционному восточному пониманию природы Вселенной. Нью-эйджевцы также полагают, что Вселенная представляет собой единый организм, в котором все существующее -- это часть органичного Целого. Применяя различные техники духовного развития, последователи движения стремятся прийти к переживанию, ощущению этого единства. Основная идея Нью-Эйдж, как считают многие лидеры движения, не нова. Она возникла более 2 тыс. лет назад и воплощала мечту человека о наступлении золотого века -- мира добра, справедливости и прогресса. Многие религии и духовные традиции содержат сведения о том времени, когда люди обретут Бога в своем сердце и будут жить в любви, мире и полной гармонии с природой. У Нового Мира много имен: Земля обетованная, Новый Иерусалим, Новый Эдем, Шамбала, Сатья-Юга.

XX век породил огромное число духовных учителей, мудрецов, пророков и провозвестников новой эпохи в жизни человечества. Из разных уголков Земли они принесли в мир свои представления обустройства Вселенной и человека, о судьбах мира и целях его существования.

Многие мудрецы и учителя вышли из лона той или иной религиозной или религиозно-философской традиции, поэтому их взгляды близки к первоистокам. Таковы учения Рамакришны, Вивекананды, Йогананды, Шри Ауробиндо Гхоша, Джидду Кришнамурти опирающиеся на многовековые традиции индуизма. Другие учителя настолько самобытны и оригинальны, что их представления вряд ли возможно уместить в рамки какой-либо одной из существующих традиций. Можно провести лишь некоторые сравнения и параллели. Таковы, например, учения наших соотечественников Порфирия Иванова и Георгия Гурджиева, которые до сих пор поражают исследователей своей уникальностью.

Ярчайшей звездой на духовном небосклоне Индии в XIX в., был Шри Рамакришна (1836-1886). Идеи Рамакришны тесным образом связаны с ведантой. Одним из главных положений веданты является мысль о том, что подлинная природа людей Божественна. Бог как глубинная, основополагающая реальность находится в каждом живом существе. А религия -- это то, что осуществляет поиски Бога внутри человека, поиски своего истинного состояния.

Учение Рамакришны провозглашает, что все религии истинны и ведут к познанию единой Высшей Реальности. Важными моментами в учении Рамакришны была сакрализация жизненных процессов, работа в миру, направленная на служение человеку, особенно наиболее униженному и угнетенному. Терпимое и уважительное отношение ко всем религиям, к которому так настойчиво призывал Рамакришна, также характерно для веданты. Некоторые санскритские тексты содержат упоминание о разных путях и подходах к Богу, представляя это как нечто естественное и само собой разумеющееся.[3]

Ведантистская окраска учения Рамакришны роднила его с очень многими направлениями философской и религиозной мысли Индии и, безусловно, содействовала быстрому росту популярности учения. Другой определяющий момент учения состоял в самом взгляде Рамакришны на предназначение религии. По его мнению, истинная религия заключается не в словах, не в тех или иных обрядах. Истинная религия -- в достижении непосредственной связи души человека с Богом. Что бы люди ни слышали о Боге, какие бы обряды ни выполняли, принести внутреннее удовлетворение может лишь одно -- личный опыт богопознания, и этот опыт доступен каждому. «Не ищите религии! Будьте религией!» -- эта идея сквозила во всех его проповедях и беседах.Стремление к богопознанию Рамакришна призывал сочетать с деятельностью, направленной на служение людям, на благо человечества.

Он говорил, что учит людей выполнять мирские обязанности с любовью и милосердием, бескорыстием и самоотдачей, «с тем же рвением, с каким они стремятся к Богу...». Он учил «работать без привязанности, не ожидая никакой награды». «Не говорите о любви к вашему брату. Любите, -- заповедовал Рамакришна, -- Любите так, как вы любите Бога».

Рамакришна считал, что каждому живому существу, каждому человеку присуще Божественное начало. Любой в своей истинной сущности чист и совершенен. А мир, в котором живут люди, только ширма, за которой скрывается подлинная действительность. Всякое доброе начинание, всякая добрая мысль как бы раздвигает эту ширму, приоткрывая истинное.

После смерти Рамакришны его идеи развивал верный ученик Вивекананда (1863-1902). Практическим воплощением идей Рамакришны занимается организация «Миссия Рамакришны» (основана в 1897), имеющая филиалы но многих странах по всему миру, в том числе и в России (с 1991).

К числу великих духовных лидеров современности принадлежит Джидду Кришнамурти (1895-1986).

Кришнамурти был убежден, что полное понимание жизни приходит только с открытием и пониманием самого себя. Все, что существует во внешней жизни, есть лишь отражение внутренней жизни людей, полагал Кришнамурти.

Кришнамурти глубоко чувствовал необходимость наведения порядка, прежде всего, в себе. Только с преобразованием самого себя он связывал возможность каких-то реальных преобразований общества и решения социальных и экономических проблем человечества. Полное освобождение от какой бы то ни было прошлой обусловленности, утверждал Кришнамурти, возможно только через постижение содержания собственного ума, через понимание того, что такое обусловленность. Наблюдая за движением мысли, исследуя и осознавая старые привычки и привязанности, глубоко проникая в природу мысли, страха, удовольствия, можно прорваться сквозь пелену стереотипных образов и увидеть мир таким, каков он есть.

Идеи Кришнамурти побуждали людей по-новому взглянуть на свою жизнь и вселяли понимание того, что каждый находится в ответе за все, происходящее в мире. Кришнамурти всегда заботила, по его словам, только одна существенная вещь -- свобода человека.

Он стремился освободить людей от страха и зависимости, от бесчисленных забот и проблем, от любых догм и предвзятых мнений, «от пут, отделяющих одного человека от другого, таких, как раса, религия, национальность, деление на классы, традиции». Путь к свободе Кришнамурти видел в трансформации (преображении) человеческого ума.

Порфирий Корнеевич Иванов (1898-- 1983), самобытный мыслитель и неутомимый исследователь человеческой природы, -- одна из самых колоритных и ярких личностей, появившихся в России в XX столетии. Человек-самородок, «удивительной силы и крепости, как у вековых деревьев», стал создателем уникальной системы физического и духовного совершенствования.

С детства Порфирий видел, как тяжело живут люди, «всю жизнь гнут спину, хотят жить в достатке, а силы и здоровье свое теряют».

С ним происходило то же самое: он был от природы сильным и крепким, а потом серьезно заболел. У него обнаружили рак. Отчаявшись вылечиться, Иванов решил, что самое лучшее в подобной ситуации поскорее умереть. Он вышел раздетый на мороз и, чтобы быстрее найти свою смерть, облился холодной водой. Однако он не умер и даже не простудился, только сильно замерз. Иванов, повторил процедуру снова, и тогда случилось невероятное -- болезнь отступила.

После этого удивительного случая исцеления Порфирий Корнеевич все чаще стал задумываться над тем, для чего человек живет на Земле, почему болеет, отчего «считает себя хозяином в Природе, а сил защитить себя от ее стихии не имеет». Размышляя, Иванов пришел к выводу, что именно Природа может дать необходимые человеку силы. Он начал пробовать понемногу выходить в Природу «чистым телом» (открытым навстречу Природе) и искать ее «живые силы». Он отказался от алкоголя и других вредных привычек, регулярно обливался холодной водой, ходил босиком по снегу и росе, сознательно голодал и не пил по нескольку дней. Так постепенно он выяснял, может ли человек жить за счет «живых сил» Природы.

Эксперимент открыл Иванову, что человек способен долго обходиться без еды, одежды, жилья, поддерживая свои силы лишь за счет «трех живых сил Природы» -- воздуха, воды и земли. Вначале он сознательно отказывался от пищи один день в неделю, затем -- два, три дня подряд. «Эксперимент над собой» показал, что можно голодать и десять, тридцать и более дней подряд. Иванов часто делал и другое -- уходил в степь босой, без одежды, невзирая на непогоду, в любое время года, стремясь одинаково воспринимать и «плохие», и «хорошие» качества Природы.

На своем опыте Иванов все больше и больше убеждался в том, что только в согласии с Природой человек способен гармонично развиваться. Иванов также пришел к выводу -- люди могут и должны не просто жить в Природе, но сотрудничать с ней на основе взаимного доверия.

Он считал, что люди давно попали в зависимость от уютного жилья, обильной пищи, теплой одежды. А привязанность к хорошим, комфортным условиям порождает другую, не менее прочную зависимость -- зависимость от труда. Таким образом, человек с детства оказывается втянутым в жизненный круговорот, ведущий его к болезням и смерти. Разорвать этот порочный круг можно, считал Иванов, лишь осознав свое предназначение и отказавшись от массы нелепых условностей и, так называемых, благ цивилизации. Только тогда люди научатся использовать великий дар Природы -- Жизнь.[2,стр.153]

Порфирий Иванов верил в «живые силы» Природы, верил в Человека, способного подняться до уровня, который К.Э.Циолковский назвал «разумной лучистой энергией». Последователями учения Иванова называют «ивановцами». Людей привлекает у ивановцев обещание полного исцеления от всех болезней и крепкого здоровья на все годы. Для достижения этой цели используется механизм закаливания, основанный на обливании холодной водой и принятии воздушных ванн. Эти ритуалы всегда связаны с мистическим действием, обращением к Учителю, чтобы он дал энергию.

Установка на единение с природой, на оздоровление организма явились главной причиной растущей популярности учения П.К.Иванова. [2.стр.167]Однако его последователи порой усугубляют суровость закаливания и голодания, превращая их в изнурительные, опасные для здоровья аскетические процедуры. В этом случае под видом укрепления здоровья пропагандируются ритуалы врачевательной магии, направленные на овладение мистическими силами природы и служащие формированию у человека чувства сектантской избранности и божественной просветленности.

Подводя итог нашим рассуждениям, можно дать следующие определения новым религиозным явлениям.

Нетрадиционные религии - это религиозные комплексы, которые исторически не унаследованы от прошедших эпох определенным этносом, не свойственны его религиозной духовности, не укоренились в менталитете, быту, культуре, а распространились в результате миссионерской деятельности проповедников с их исторической родины.

Делись добром ;)