logo
Особенности воспитания религией в Китае

Заключение

В результате проделанной работы: проведен анализ литературы по теме исследования; рассмотрены сущность и основные положения китайской философии; выявлено влияние религии на воспитательный процесс в Китае; проанализировано конфуцианское воспитание и обучение.

Анализ особенностей воспитания религией в Китае позволил сформулировать следующие выводы:

1. В VI-V вв. до н.э. в Китае Конфуцием была создана филосовско-этическая система воззрений, в центре которой стояли проблемы человеческого поведения, взаимоотношения его с другими людьми и обществом.

2. Центральным пунктом этого учения был анализ взаимодействия внутренних идеально-долженствовательных ценностей существования человека, которые выражали задачи его самосовершенствования и охватывались понятием гуманности («жэнь») и внешних социально-культурных факторов их реализации, охватываемых понятием церемониальной благопристойности, ритуала («ли»). Сосредоточением всех благородных и высоких качеств человека здесь являлся благородный муж («цзюнь цзы»), познавший веление Неба и сочетающий в себе идеальные морально-духовные качества с благородством происхождения и высоким социальным статусом.

3. Все эти построения базируются на общей идее почтительного отношения к традиционному общественному укладу и общинно-патриархальным устроям жизни древнего китайского общества, а также на представлении о необходимости универсального равновесия, выливающегося в золотое правило морали (принцип морального равноправия) и требование соответствия слова и дела, должного и сущего (учение о выправлении имен).

4. Смысл же человеческого существования, по учению Конфуция, это утверждение в мире высшей формы социального порядка - некоего предначертанного пути, важнейшими проявлениями которого и являются гуманность, справедливость, взаимное равенство деяния и воздания, разумность, мужество, сыновья почтительность, верность и т.д. Конкретное воплощение этих добродетелей в каждом отдельно взятом человеческом существе образует в своей совокупности некое вселенское Дао.

5. Очевидно, что учение это выросло на определенной культурно-исторической почве характерного для азиатских стран общинно-патриархального жизненного уклада с его традиционализмом, застойным характером развития, опорой на обычаи и религиозно-мифологические представления и оказалось исторически востребованным, а на рубеже новой эры превратилось в религию.

6. Учение о том, что источником порядка, власти, морали является «воля Неба», что правитель - это «сын Неба», а гуманность - прирожденное качество тех, кто управляет, что простой народ чужд добродетелей и лишь посредством жестких церемоний воспитывается в духе преданности и смирения, такое учение оказалось очень эффективным средством воспитательного воздействия на массы и укрепления существующего порядка.

7. Уже в III в. н.э. конфуцианство было превращено в господствующую религию в Китае, имеющую определенные особенности. Прежде всего, это отсутствие жречества как социальной прослойки и церкви как социального института с централизованной иерархией, организация храмовой жизни на началах самоуправления, минимальное количество мистики и чудес и сведение религиозной жизни к культу предков и обожествлению государственной власти и самого Учителя.

8. Начиная с позднего средневековья влияние даосизма, стало ослабевать, и он постепенно стал вытесняться другими религиями. В настоящее время его влияние в Китае невелико.

Таким образом, цель работы, заключающаяся в рассмотрении и анализе особенностей воспитания религией в Китае достигнута, задачи выполнены.

Список литературы

1. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - М., 2006.

2. Васильев Л.С. История религии Востока. - М., 2008.

3. Кузьмина С.Л.: XIX век: наука и религия в искусстве воспитания // Педагогика. - 2009. - №2 - С.76 - 81.

4. Писманкина М.Г. Религия в истории и культуре. - М.: Юнити, 2007.

5. Солдатова А.В. Основы религиоведения. - М.: Высшая школа, 2007.

6. Чеканов Д.А., Кондрашов В.А. История религий. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.