logo
Особенности иудаизма

2.Сущность иудаизма

  • Иудаизм - первая по-настоящему монотеистическая религия. Основное положение иудаизма - вера в единого Бога. Исторически эта вера определила изоляцию евреев от соседствующих мифологических культур.
  • Евреи верят, что Бог сотворил вселенную из ничего. Из этой веры вытекает взгляд на мир как на созданный Богом в точном соответствии с Его планом. Человеческому разуму недоступно в полной мере понимание механизма процесса творения из ничего. Творение - это не единичный акт, а постоянный процесс. Вот почему в своих молитвах евреи прославляют Бога как того, кто «по доброте своей постоянно, каждый день возобновляет сотворение мира».
  • Хотя мы себе не можем представить Бога, евреи верят, что Он всемогущ, всеведущ и вездесущ (т.е. одновременно присутствует везде). Древнее изречение еврейских мудрецов гласит: «Там, где ты найдешь величие Бога, ты найдешь и Его смирение». В этих словах выражена важная для еврейской традиции мысль о том, что, хотя Бог и может сделать все, что захочет, он обычно воздерживается от применения своей власти и оставляет людям свободу выбора между добром и злом. Однако иногда Бог пользуется своей властью и вмешивается в дела людей. Евреи называют такие вмешательства чудесами. Евреи считают, однако, что в большинстве случаев Бог остается, так сказать, за кулисами и стремится привлечь людей к себе, посылая им благословения или страдания, или какими-либо другими способами.
  • Иудаизм утверждает, что Бог евреев - это Бог всего человечества, и что Он хочет, чтобы все люди служили Ему, живя так, как Он хочет. Ориентиры такого образа жизни изложены в Законах Сыновей Ноаха, названных так потому, что они были даны Ноаху (Ною) после потопа (Бытие 9).
  • Законы сыновей Ноаха состоят из семи установлений. Во-первых, они запрещают идолопоклонство и богогохульство. Буквально “идолопоклонство” означает служение образу (поклонение идолу). Евреи понимают под этим служение чему бы то ни было, кроме Бога - солнцу и луне, горам, животным, человеку или процессу (например, огню). Еврейская традиция рассматривает поклонение части творения вместо поклонения Творцу как страшное оскорбление Бога. Идолопоклонство одинаково запрещено евреям и неевреям. Евреи считают идолопоклонством даже попытку представить Бога в виде изображения.
  • Иудаизм также запрещает богохульство, т.е. проклятия в адрес Бога. На более высоком уровне иудаизм требует от человека развитие уважительного и щепетильного отношения ко всему, что связано с Богом. Законы сыновей Ноаха также запрещают убийство, воровство, сексуальные извращения (к которым в еврейской традиции причисляются супружеская неверность, кровосмешение, гомосексуализм, скотоложество) и жестокость по отношению к животным. Наконец, они требуют установления справедливости. Правовая система, усиленная судебной системой, обеспечивает общественную гармонию. Еврейская традиция видит в установлении правовой системы выполнение божественной воли, поскольку это способствует тикун олам, усовершенствованию мира.
  • Евреи считают всякую религию, которая придерживается законов сыновей Ноаха, приемлемым для неевреев способом служения Богу. Это не означает, что они согласны со всем, чему учат другие религии, они лишь признают, что некоторые религии указывают путь к Богу. По этой причине евреи не видят необходимости обращать другие народы в свою веру. В частности, евреи признают ислам чисто монотеистическим учением, а строгую нравственность мусульман соответствующей законам сыновей Ноаха. То же относится к религии сикхов.
  • Отношение евреев к христианству всегда было не столь однозначным. Хотя они признают высокие нравственные принципы христианства, их не устраивает утверждение о том, что Иисус является Богом. В средние века еврейские мудрецы обсуждали вопрос о том, является ли служение Иисусу идолопоклонством. И хотя было решено, что такое служение не является идолопоклонством, евреи не признают христианство чистым монотеизмом. Для евреев также неприемлемо использование изображений и икон в католической и православной церквях.
  • Тем не менее, евреи всегда осознавали особую связь иудаизма с христианством и исламом. Рабби Иегуда Галеви, живший в двенадцатом веке, называл иудаизм зерном, из которого выросло дерево, а ислам и христианство его ветвями, поскольку именно благодаря этим двум религиям миллионы людей пришли к вере в единого Бога.
  • Евреи рассматривают свои отношения с Богом как завет, то есть соглашение, по которому две или более сторон договариваются отстаивать интересы друг друга для общего блага. Евреи верят, что, соблюдая заповеди Бога, они вносят святость в мир, подготавливая его к тому времени, когда все человечество признает Его. (Иеремия 31:31-4).
  • Библия рассказывает, как Бог заключил завет с Авраамом, первым евреем. Позже на горе Синай народ Израиля заключил завет с Богом (Исход 19-20) и ему были даны законы, по которым он должен жить. Соблюдение этих законов (мицвот) должно сделать евреев слугами Бога и способствовать выполнению Его замысла. Первые пять книг Библии (Пятикнижие Моисея) содержат основные законы, данные евреям Богом. Эти книги называют Торой.
  • Мицва (множественное число - мицвот) означает «заповедь». Евреи используют этот термин для обозначения правил, соблюдения которых хочет от них Бог. Мицвот всего 613, 248 из них - положительные заповеди, т.е. повеления что-то сделать, а остальные 365 - отрицательные, т.е. запрещающие что-либо делать.
  • Мицвот определяют поведение человека во всех сферах жизни. Они регулируют не только те области, которые традиционно связывают с религией, такие как молитва, соблюдение праздников, но и такие, которые обычно не связывают с религиозной жизнью: производственные отношения, судебную систему, процесс развода и употребление пищи - что можно и чего нельзя есть еврею. Для еврея всегда есть верный и неверный способ выполнения обычных, повседневных действий. Выполнять мицвот значит соблюдать жизненную «дисциплину».
  • Соблюдение заповедей это также важное средство формирования личности. В Талмуде сказано, что «заповеди были даны, чтобы облагородить человека». Каждая мицва чему-то учит. Например, законы о наказании преступника (Второзаконие 21:22-3) подчеркивают необходимость уважать человеческое достоинство, законы об ущербах и компенсациях указывают на персональную ответственность человека (Исход 22:28-23:5).
  • Следует отдельно упомянуть одну разновидность заповедей - хуким (законы), к ним относятся такие, которые не имеют рационального объяснения. Они являются своего рода проверкой веры еврея, их соблюдение укрепляет веру. Заповеди, касающиеся употребления кашерной пищи, относятся к категории хуким.
  • Слово Мессия (Машиях) означает «помазанник». В древние времена цари Израиля назывались мессиями, потому что были помазаны на царство. Священники, а иногда и пророки, также проходили обряд помазания, когда призывались к служению. Кроме этих значений, слово Мессия обозначает того будущего руководителя еврейского народа, который внесет в мир далеко идущие изменения.
  • Пророки много писали о временах Мессии. Из сказанного ими складывается такая картина: мир воцарился во всем мире, люди и животные не причиняют вреда друг другу, присутствие Бога ощущается каждым. Вера во времена Мессии приводит евреев к заключению о временности нынешнего состояния мира. Мировая история, с точки зрения евреев, не бесконечна, а движется к определенной цели, когда жизнь в обычном понимании слова уступит место чему-то более духовному.
  • Мессия, который построит Храм и станет провозвестником новой эры, всегда считался человеком (а не божественным существом), потомком царя Давида, человеком исключительной святости и учености, обладающим особыми качествами руководителя народа. Раввины всегда выступали против попыток определить время его прихода. Тем не менее, многие пытались сделать это, а некоторые даже называли мессией себя. За всю историю было по крайней мере двенадцать лже-мессий (к ним иудеи относят и христианского Иисуса). Евреи же продолжают ожидать истинного Мессию и ежедневно молятся о его приходе
  • Иудаизм учит, что, когда человек покидает этот мир, он получает награду или наказание за все, что делал в течение своей жизни. Под наградой понимается степень приближения к Богу. Наказание осознается как процесс очищения. В иудаизме нет понятия ада как места вечных мучений. Человек не может сделать ничего настолько плохого, чтобы наказание за это было бесконечным. В еврейском понимании ад - это своего рода прачечная, где души отмываются от своих грехов, чтобы в конечном итоге удостоится приближения к Богу. Евреи также верят в воскрешение из мертвых, в то, что душа и тело соединятся вновь. Однако в еврейских источниках очень мало сказано на эту тему, они гораздо больше занимаются практическим служением Богу в этом мире.
  • В основе еврейского учения лежат две системы: письменная Тора - точно установленный неизменяемый текст, который евреи считают Божественным откровением; наряду с этим существует устная Тора, галаха - комплекс законов и предписаний, переданных Моисеем, изучавшихся из поколения в поколение и применявшихся на протяжении веков, по мере того, как мудрецы истолковывали и уточняли подробности их применения. Ответственность за управление евреями в их повседневном служении Богу изначально лежала на священниках и судьях.
  • В еврейской традиции «священники» (коганим) - это потомки Аарона, брата Моисея, принадлежавшего к колену Леви. В древние времена они служили в Храме. Судьями были мудрецы, не обязательно из числа священников. Те и другие были толкователями Торы, еврейской библии.
  • Право священников и судей интерпретировать Тору зафиксировано в самой письменной Торе.
  • “Если непостижимо будет для тебя дело...приди к священникам Левитам и к судье, который будет в те дни, и расспроси, и скажут они тебе судебное решение. И поступи по слову, какое они скажут тебе... по закону, которому научат они тебя, и по суждению, которое они изрекут тебе, поступи; не уклоняйся от слова, которое они скажут тебе... (Второзаконие 17:8-11)
  • Позже священники стали в основном заниматься вопросами служения в Храме, а судьи стали главными толкователями Торы. В период, предшествовавший разрушению Второго Храма (стр.8), появился термин рабби.
  • Этот краткий обзор основных сторон иудаизма не исчерпывает всех особенностей иудейской религии, но дает некоторое представление о ее самобытности.