Особенности отношения человека и абсолюта в религиозной системе иудаизма (на материале анализа текста "Тора. Книга Бытия")

курсовая работа

3. «ОБРАЗ АБСОЛЮТА В ТЕКСТЕ «ТОРА. КНИГА БЫТИЯ»

Задача данного параграфа заключается в нахождении основных характеристик Абсолюта в тексте и проанализировать, каким образом данные характеристики раскрывают образ Абсолюта.

Религиозная система иудаизма является монотеистической. В центре ее стоит один Бог, который является Творцом всей вселенной. Поэтому можно сказать, что Бог религиозной системы иудаизма является проявлением Абсолюта как личностного Бога. Значит, священный текст «Тора. Книга Бытия» - это произведение, раскрывающее образ Абсолюта как Личностного Бога.

В самом начале текста Господь выступает как творец. «В начале сотворил Бог небо и землю…»(Гл. 1:1), «И создал бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни…»(Гл. 2:7). Господь знает свое творение лучше всех, ведает всеми его помыслами. «И сотворил Бог человека по образу своему…» (Гл.1:27). Но он создал не только человека, но и все, что существует. Господь явлен как внимающий искренним молитвам верующего: « Авраам сказал: да не прогневайся Владыка, что я скажу еще однажды: может быть найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти…» (Гл. 18: 32)

Бог описывается как карающий: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя…» (Гл. 3:17). Здесь Господь выступает как справедливый, заставляющий устыдиться за свои поступки, продиктованные минутным желанием, но приводящие к серьезным грехам. Бог наказывает за неверные поступки, чтобы человек задумался над тем, что нужно жить по Божьим законам, остерегаясь гнева Божьего.

Бог выступает как благословляющий людей: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и заполняйте землю…» (Гл. 9:1)

Если же кто-то из людей причинит вред избранникам Божьим, Бог разгневается: «И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли…» (Гл. 4:10)

Господь является величайшим, грозным: «И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков…» (Гл 6:7). Господь посылает в помощь к людям своих воинов - ангелов, чтобы они помогли выполнить предназначение и указания, данные Им верующему: «...и Ангел Божий с неба воззвал к Агари.» (Гл. 21:17). От Бога не укрываются дела людские, он Всеведущ: «не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Гл. 3:11)

Он знает помыслы каждого, поэтому может судить людей и наказание его всегда справедливо. Господь, следовательно, выступает также как Судья: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей». (Гл. 3:16)

Господь обращает деяния человека на него же самого. Так, сказано, «за то всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро.»(Гл. 4:15) Милосердный же человек получает от Господа многократно. Кроме того, милосердного человека Бог может также помиловать, если даже у него есть какие-то грехи.

Господь учит любви к ближнему: «Авраам встал и поклонился народу земли той».(20:13) И благодаря этой любви Господь добро и счастье дает людям. В самой же доброте обитает Господь Бог. Но Бог может как любить, так и ненавидеть, запрещая заповедями своими, он отделяет доброе от злого. Верующего же человека Бог и охраняет, и утешает, и направляет, испытывает его веру, а, испытав, прославляет.

Выводы параграфа

Таким образом, в священном тексте «Тора. Книга Бытия» хотя Абсолют и представлен в виде одного Бога, но он представлен многоаспектно. Абсолют является творителем мира, а, следовательно, его первосущностью. Абсолют - всевидящий, всезнающий. Он знает о каждом своем творении. Он - Творец всего мира, поэтому Он - Судья. Бог - милостив, он прощает грешников, если они искренне раскаиваются в содеянных проступках. Следовательно, Бог в тексте «Тора. Книга Бытия» имеет качества, присущие человеку: он может гневаться, любить, прощать. Кроме того, Бог имеет определенный образ, свое воплощение - он принимает облик человека.

Господь Бог - Царь земной и Царь Небесный. Он находится везде, в каждом человеке, имеющем веру, доброе и любящее сердце. Он везде и всегда, он вечен, бесконечен, всеобъемлющ.

Божественный мир не существует отдельно от человеческого, требуя при этом определенных качеств верующего для максимального своего проявления.

Делись добром ;)