Отношение к женщине в иудаизме

реферат

2. Роль женщине в Танахе

Мужчина и женщина, согласно Торе, как части Танаха, внутренне взаимосвязаны: только вместе, в семье, они, дополняя друг друга, представляют целостное существо. Поэтому мужчина и женщина созданы Богом для взаимной любви и уважения. Не мог они жить друг без друга также потому, что от этого зависит продолжение человеческого рода.

Создав людей, Бог дал им заповедь «плодиться и размножаться», благословил их сексуальную жизнь. Иудаизм рассматривает семейную и сексуальную жизнь в браке как наибольшие ценности. Стыд, связанный с сексуальной жизнью, напряженное к нему отношение - считается следствием греха. В Торе сказано, что до того, как Адам и Ева согрешили, они были наги и не стыдились этого (Быт. 2.25). Пятикнижие Моисеево. В современном русском переводе. - М.: Источник жизни, 2011. - 502 с.

Заповедь семейной жизни и любви - это первая заповедь, которую дал Творец людям: мужчина «прилепится к жене своей; и будут одной плотью» (Быт. 2.24).

Слово «своей», как подчеркивают комментаторы, означает, что безгрешная, счастливая сексуальная жизнь завещанная Богом возможна только в семье. Вне ее оно превратится в свою моральную противоположность и не принесет людям счастья. «Единая плоть», которой должны стать муж и жена, - это их дети.

Принципиальное равенство мужчины и женщины перед Богом не означает их равенства в религиозной жизни. Им предназначено выполнять разные заповеди, причем религиозные требования к женщине существенным образом мягче, чем к мужчине. Разность их служения нашла отражение и в молитве. Мужчина каждый день благодарит Бог за то, что Он не создал его женщиной, женщина - именно за то, что создал ее женщиной.

Об уважении, которым окружена женщина в иудаизме, свидетельствует, в частности, и то, что принадлежность ребенка к еврейству определяется не по отцовской, а по материнской линии.

Однако, Танах подает и негативные примеры отношения к женщине. В Старом Завете, особенно в книге Исход (Исх.20,17) указывается иерархия женщины: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего». Библия. - М.: Российское Библейское общество, 2011. - 1248 с.

Женщина в отдельных фрагментах Танаха рассматривается как часть материальной собственности мужчины, наряду с жильем, рабами, домашним скотом и другими необходимыми вещами. Мужчина в иудейской традиции имел больше полномочий, в отличие от женщины. Часто в текстологии Старого Завета для обозначения мужчины употребляется еврейское слово «бааль», что означает - хозяин. О том же самом говорится в книге Бытия: «… и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». (Быт 3:16)

Израильская семья ко времени написания Танаха называлась «бет-ав», т.е. «дом отца». В отличие от дома женщина оценивалась в меньшую сумму, но больше, чем раб. Статус рабыни тогда приравнивался к статусу быка.

Другие примеры неравенства женщины можно найти:

- в книге Судей, особенно в рассказе о судье Иеффае. Описывается, как он приносит свою дочь в жертву, и, кажется, никому даже в главу не пришла мысль усомниться в правовой силе действий - ни священнослужителям, ни даже самой дочери судьи Иеффая;

- в книге Бытия, из истории праведного Лота проясняется другая ситуация: когда дом Лота окружили жители города Содом и требовали выдать им трех путешествующих, которые остановились у него, для группового насилия, гостеприимный Лот предложил для их удовлетворения своих дочерей вместо этих путешественников: «Вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно» (Быт. 19:8);

- в книге Исход, особенно в старинном еврейском праве не допускалось, чтобы женщина могла обесчестить другую женщину через сексуальные отношения с ее мужем, так как мужчина не может совершить прелюбодеяние. Мужчина мог иметь сексуальные отношения с другой женщиной безнаказанно, а посещение им проститутки не бесчестило ни его как мужчины, ни его жены. К тому времени проституция считалась простым естественным явлением, вместе с тем даже необходимой. Здесь можно вспомнить сюжет об Иуде и его невестке Фамари.

Если же взглянуть с христианской точки зрения, а отчасти и с точки зрения ислама, то все это расценивается как супружеская измена и является проявлением нелюбви и неуважения к жене, вместо нежности, любви, заботы, доверия друг к другу. Неприемлемо это и для современной религиозной и даже светской морали. Отец имел право продать свою дочь в рабство, так как это подтверждалось законодательством Торы о нормативности рабовладельческого строя. Продажа в рабство была фактической продажей в наложницы.

Если еврейский мужчина имел малейшее подозрение в супружеской измене, он имел право заставить свою женщину пройти сквозь унизительный обряд проверки ее верности. Женщина же по отношению к мужчине такого права не имела. По закону Моисея (Торы) за супружескую неверность женщину забрасывали камнями. Однако, при разбирательстве особых доказательств не требовалось. Эта заповедь, скорее всего, была причиной гибели многих женщин, часто даже невиновных в измене. Лбова Я.М.. Федорова Е.Л. Культура семейных отношений древних евреев ( по данным Ветхого Завета) // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. 2009. № 4. С. 101-108.

Женщины получали право наследования имущества лишь тогда, когда вообще не оставалось наследников по мужской линии.

Еще хуже обстояли дела в криминальном праве древних иудеев. Если мужчина насиловал девственницу, которая еще не была помолвлена, то в таком случае он обязан, был вступить с ней в брак, заплатив ее отцу определенную сумму денег. Историки говорят, что это постановление могло выглядеть гуманным (иначе «обесчещенная» женщина не смогла бы даже надеяться вступить в брак с другим мужчиной), но оно приносила психологические страдания многим женщинам. Ведь фактически Тора их заставляла выходить замуж за насильников. С другой стороны это правило позволяло любому мужчине силой получить женщину.

По древнему иудейскому закону инициировать развод имел право только мужчина, если супруга чем-то не устраивала его. До недавнего времени эта заповедь являлась причиной многих личных трагедий, семейных драм, не позволяя женщине уйти от жестокого, несправедливого, не любящего ее и детей супруга.

Возможно, именно поэтому отношения к женщине как к простому второстепенному существу стало основанием для характерных пророческих прообразов в Старом Завете. Даже ветхозаветные пророки, желая показать отступления израильского народа от Бога, часто сравнивали его (народ) с проституткой или неверной женщиной (Ер.16, 23, Ос. 1,3). Подобное можно найти и в апокрифических, и второканонических текстах, повествующих о ненависти к женщинам. Так в книге Иисуса, сына Сирахового есть такие строки: «От женщины - начало греха, а через нее мы все умрем» (Сир. 25,27). Хотя в Синодальном переводе Библии смысл книги Сираха смягчён.

Очевидно, что противоречия между гуманистическими и антигуманными женоненавистническими выпадами Танаха против женщин сглаживает именно Талмуд, как регулятор общественной и семейной жизни, сформированный на основании более поздних обычаев.

Делись добром ;)