logo
Отношение человека и Абсолюта в религиозной системе христианства на материале анализа текста "Благовенствие от Фомы"

1.2 Понятие «Человек»

Понятие «Человек» также является фундаментальным для данного исследования.

1. Фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения человека состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку человек - это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Тем самым философское постижение человека всегда разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, человеческого мира, где «человек - это в известном смысле все» (Шелер). В рамках истории философии человек традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух. При этом тело выступает одновременно как элемент природы, в соответствии с интерпретацией которой можно говорить о его основных образах в истории философии и науки (микрокосм, механизм и организм), и как собственно человеческое тело, определяемое не только через его биологические особенности, но и через особый спектр таких исключительно человеческих чувств и состояний, как стыд, смех и плач. Душа также может пониматься в двух основных ракурсах: во-первых, как жизненный центр тела, «дыхание», являющееся той силой, которая, будучи сама бессмертной, очерчивает срок телесного существования; во-вторых, как экзистенциальное начало, индивидуализирующее человека в обществе и описывающееся в философии через проблемы свободы воли, свободы, творчества, игры. Дух воплощает в себе фундаментальную сущностную идею «человечности» как таковой, где видовая особенность человека во времена Аристотеля связывалась преимущественно со свойствами разумности и социальности. Вместе с тем, в понятии духа отражается не только феномен духовности как интегративного начала культуры и общества, но и личностные характеристики отдельного человека, где личное характеризуется через индивидуальное воплощение социально-значимых качеств, преломленных в фокусе «Я», самосознания. Следует помнить, что выделение тела, души и духа, осуществляемое в рамках философского анализа, далеко не раскрывает всех сущностных особенностей человека. Конкретный человек - это практически всегда исключение из общего правила, уникальная целостность, где в индивидуальном личностном опыте достаточно трудно дифференцировать телесный, душевный и духовный уровни. [9, с.803]

2. Высшая ступень живых организмов на Земле. Телесно человек принадлежит к млекопитающим, а именно к гоминидам (т.е. «человекоподобным существам»). Что касается души, то в этом плане человек отличается не столько сознанием вообще, сколько осознанием самого себя, своей историчности, своей приближающейся смерти. В то время как поведение животного связано с окружающим миром и направляется инстинктами, поведение человека, напротив, не определяется средой и является свободным. Эта независимость от окружающего мира дает возможность специализировать органы чувств и расширять их функции, создает условия для появления самостоятельного мышления, чувствования, волеизъявления и возникновения совершенно нового явления - памяти и фантазии; на место окружающей среды приходит мир. Вследствие того что душа, в известной степени самостоятельная, противостоит телу, возникает вопрос об отношении души и тела.

Над областью сознания и души человека возвышается индивидуальный дух, который устанавливает связь человека уже не только с материальным миром, окружающим его, но и с общим идейным содержанием (идеями) вещей, в связи, с чем человек выше всего поднимается над миром животных и, конечно, больше всего удаляется от природы. Благодаря своей единственной в некотором роде телесно-душевно-духовной организации только человек является личностью, способной к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения; на этой основе развиваются речь и письмо, способность создавать технические конструкции, сбор и понятийная обработка наблюдений и знаний, а также все более увеличивающееся разделение труда, возрастающая сила идейного воспитания и моральной ответственности, расширяющееся познание природы и господства над природой. Именно идейное воспитание и самопознание человек все больше ставит на службу своего самоформирования. [32, с.511]

Так как понятие «Человек» включает в себя телесную, душевную и духовную составляющие, возникает необходимость в рассмотрении таких определений, как «Тело», «Душа» и «Дух».

Тело живое - одушевленное тело человека и животного. Человеческое тело в широком толковании этого слова есть основа душевной жизни: тело и душа образуют витальное единство в противоположность единству духовному; через мозг, нервы, состояние здоровья тело оказывает влияние на душевное начало, которое в свою очередь воздействует на тело силой воображения, чувствами, аффектами, настроениями и т.п. Поскольку духовное основывается на душевном, постольку дух не является независимым от живого тела. Душевные переживания также связаны с телом; это выражается в том, что они подчас могут полно развиться только тогда, когда находят выражение в теле. Для человека его собственное тело как синтез телесного и духовного (причинно-механического и конечно-телеологического) есть центральный объект переживаний, наглядное воплощение его «Я», по аналогии с которым он образует свой образ человека и мира. [32, с.450]

Дух и душа - религиозно-философские понятия, означающие невещественные начала в отличие от материальных. Человек сравнительно легко познает материальную оболочку природы, но у него нет легкого внешнего доступа к сущностям духа и души, что нередко вызывает, например, у материалистов и позитивистов, соблазн отрицать существование этих скрытых миров. Более ценно то, что менее доступно; материальные потребности рано или поздно удовлетворяются, духовными же исканиями человек никогда не пресыщается, а потому в тенденции становится существом универсальным. Древние представления о духе и душе связывались с процессом дыхания: душа сопрягаглась с вдохом, а дух - с выдохом.

Философская онтология души и духа оперирует следующими их существенными различиями. Душа связана с конкретным целым (телом), будь то отдельная тварь или телесность всей природы (мировая душа), а после смерти тела душа пребывает в особо легком теле. Дух же свободен от конкретных воплощений и вездесущ, легко проникает всюду и столь же легко уходит за любую границу; поэтому он способен доходить до границ мироздания (т.е. быть совершенным), творить любую предельную целостность и привносить в каждое отдельное наличное бытие переживание сопричастности (смысл) всякому иному бытию. Душа сохраняет проект и внутреннюю форму своего тела, его системные свойства, лишь иногда (согласно некоторым учениям) на короткое время покидая свою обитель. Дух же всегда неспокоен, изменчив, мало где задерживается и творит все новые и новые свои определения. Душа несовершенна и ограничена, дух же совершенен и неограничен. Душа творится духом, дух же вечен и несотворим. Правда, христиане полагают, что разряды служебных духов сотворены Абсолютным духом, Богом. Вместе с тем, душа и дух имеют общие черты: они тождественны по своей абсолютной природе, делятся на низшие и высшие разряды, ненаблюдаемы «извне». О духе говорят обычно как о «бытии» безусловном, открытом, свободном; связанное же существование души выражается понятием «бытия - между» плотью и духом. Таким образом, взаимосвязь бытия духа и души может быть конкретизирована понятиями духовности и бездуховности души. Духовность - оплодотворение души духом и постоянная тяга к вершинам бытия. Бездуховность - отрыв души от духа, замыкание способностей души на деятельности по обслуживанию своей телесной оболочки и сохранению достигнутой жизненной формы. [14, с. 259]

Вывод: После изучения данных понятий можно вывести общее, наиболее полное определение понятия «Человек»:

Человек - каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью. [11, т.4, с.588]. Человек - это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. В рамках истории философии человек традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух.

Тело человека выступает одновременно как элемент природы, в соответствии с интерпретацией которой можно говорить о его основных образах в истории философии и науки (микрокосм, механизм и организм), и как собственно человеческое тело, определяемое не только через его биологические особенности, но и через особый спектр таких исключительно человеческих чувств и состояний, как стыд, смех и плач.

Душа (греч. шхчз - дыхание, дух, душа, жизнь) также может пониматься в двух основных ракурсах: во-первых, как жизненный центр тела, «дыхание», являющееся той силой, которая, будучи сама бессмертной, очерчивает срок телесного существования; во-вторых, как начало, индивидуализирующее человека в обществе и описывающееся в философии через проблемы свободы воли, свободы, творчества, игры. В христианстве душа понимается как антропоморфная уникальная бессмертная нематериальная часть человеческого существа, отличная от духа и творимая Богом индивидуально для каждого человека.

Тело и душа образуют витальное единство в противоположность единству духовному; через мозг, нервы, состояние здоровья тело оказывает влияние на душевное начало, которое в свою очередь воздействует на тело силой воображения, чувствами, аффектами, настроениями и т.п.

Дух - высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; играющая роль руководящего и сосредоточивающего принципа для других способностей души. Душа и дух имеют общие черты: они тождественны по своей абсолютной природе, делятся на низшие и высшие разряды, ненаблюдаемы «извне». О духе говорят обычно как о «бытии» безусловном, открытом, свободном; связанное же существование души выражается понятием «бытия - между» плотью и духом. Таким образом, взаимосвязь бытия духа и души может быть конкретизирована понятиями духовности и бездуховности души. Духовность - оплодотворение души духом и постоянная тяга к вершинам бытия. Бездуховность - отрыв души от духа, замыкание способностей души на деятельности по обслуживанию своей телесной оболочки и сохранению достигнутой жизненной формы.

Благодаря своей единственной в некотором роде телесно-душевно-духовной организации только человек является личностью, способной к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения; на этой основе развиваются речь и письмо, способность создавать технические конструкции, сбор и понятийная обработка наблюдений и знаний, а также все более увеличивающееся разделение труда, возрастающая сила идейного воспитания и моральной ответственности, расширяющееся познание природы и господства над природой. Именно идейное воспитание и самопознание человек все больше ставит на службу своего самоформирования.

Вывод: таким образом, человек - это одно из фундаментальных понятий философии. Человек включает в себя три составляющих - телесную, душевную и духовную, при этом две последние представляют собой нематериальные начала, в отличие от телесной составляющей. Несмотря на это, все три данные характеристики человека зависят друг от друга - поскольку духовное основывается на душевном, постольку дух не является независимым от живого тела. Человек представляет собой категорию относительного, но как существо, созданное Богом содержит в себе элемент абсолютного начала, которым является его дух. Человеческая душа, таким образом, оказывается связующим элементом между телом и духом и позволяет сделать возможным отношение относительного и абсолютного.