Отношение человека и абсолюта в шаманизме Якутии на материале текста "Песня о саламе"

курсовая работа

1.1 Содержание понятия «религия»

Религия - (от лат. religio: re - повторное действие, liga - связывать, объединять в единое целое) -

· Стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, Богами, безусловным центром всего существующего, главной святыней), мировоззрение и мироощущение;

· Поведение, соответствующее этому мировоззрению;

· Специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или Богов, сверхъестественного [12, с.10-18].

Д.В. Пивоваров считает, что «религия - одна из необходимых форм постижения мира и укрепления солидарности людей на основе признаваемых или конечных смыслов универсума, жизни и совершенствования общества и индивида» [12, с.8].

Русский философ В.С. Соловьев отразил основной вопрос религии в своем определении «Религия, говоря вообще и отвлеченно, есть связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего», «Религия есть воссоединение человека и мира с безусловным и всецелым началом»[12, с.18].

Один из философских словарей (под редакцией Фролова) раскрывает понятие религия, как «специфическую форму общественного сознания, отличающуюся признаком, который является фантастическим отражением в сознании людей господства над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид неземных» [16].

В каждой религии непременно присутствует относительное начало - верующий, с которым тесно и неразделимо связано понятие «вера».

Вера в существование полноты бытия является центральным миросозерцательным ядром религии любого типа - эгоцентрической, социоцентрической или космоцентрической [12, с.10-11].

Вера религиозная - основной элемент религиозной установки, выражающий некритическое доверие к учениям религии, центральная мировоззренческая позиция и психологическая установка включает не только принятие без доказательств определенных религиозных утверждений (догматов), но и решимость придерживаться этих догматов вопреки всем сомнениям, во всем доверять Богу как устроителю жизни верующего и быть верным ему [17].

Вера - принятие чего-либо за истину, не нуждающуюся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума, и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость [18].

Изучив данные понятия можно сделать относительно них выводы:

· Религия несёт на себе главную функцию единения, воссоединения отношений двух полярных начал: конечного и бесконечного, Абсолютного и относительного, единого и единичного. При этом обнаруживается то, что и бесконечное, и Бог, и Абсолютное, и единое относится к некому высшему миру, а конечное, относительное, единичное определяют некое земное, мирское начало, представленное человеком.

· Человек может осознать свое место в мире лишь с помощью религии, т.к. именно она объясняет, что Абсолют занимает главенствующее положение, а не человек; что есть определяющие моменты, исход которых зависит от чего-то высшего, необъяснимого, а не от человека - частицы целого.

· В любой религии вера занимает важное место. Вера - это элемент человеческого сознания, и она возникает у человека лишь в том случае, когда он личностно заинтересован в предмете веры, когда данный предмет вызывает у него эмоциональную и оценочную реакцию (при этом данная оценка чаще всего является позитивной).

· Человек верит, прежде всего, в то, что соответствует его психологическим установкам, убеждениям, идеалам. Вера необходима человеку для мобилизации его духовных и физических сил в определенных критических, труднопреодолимых ситуациях.

· Каждая религия включает в себя поведение, связанное с предметом веры, представленное культом; при этом данное поведение задает не сам человек, а религия.

Делись добром ;)