logo
Отношение человека и абсолюта в шаманизме Якутии на материале текста "Песня о саламе"

3. ОБРАЗ АБСОЛЮТА В ТЕКСТЕ «ПЕСНЯ О САЛАМЕ»

В тексте «Песня о саламе» термин «Абсолют» не встречается. Шаманизм - это вера в существование души, духов-хозяев природных стихий и окружающих предметов, т.е. одухотворение всего, что окружает человека. Определенно то, что вера в духов-хозяев всегда сочетается с представлениями о верховном божестве-создателе мира, но это божество, как таковое, не играет роли в жизни людей, т.к. считается, что все происходящее вокруг - это деятельность духов.

В «Песне о саламе» главным действующим лицом, обращающимся к духам, является уже пожилая женщина, которая в тексте именуется «хотун-бабушка» (хотун - госпожа, супруга, жена; в фольклорных произведениях часто употребляется как составная часть собственных имен богинь, духов-хозяек и родоначальниц). Таким образом, хотун-бабушка является земным воплощением небесного духа; она есть дух-хозяйка земли, одаренная божественными силами, ниспосланными ей свыше.

Хотун-бабушка приносит в дар духам-хозяинам священную жертву - саламу:

Сухие кончики пальцев

Горячим жиром пропитывая,

Конские волосы разглаживать, свивать начала,

Суча до ломоты в пальцах,

Длиною в три маховые сажени

Пеструю волосяную веревку, основу саламы, она свила.

Драгоценной бахромой украсила,

Пучками волос гривы принарядила… [11, с. 121]

Священным приношением для духов-хозяев является не только салама, но и масло, при чем не обычное, а специально припасенное для ублажения духов, для показывания обеспеченности не только своей, но и рода:

Взятое из кладовки

Гибкое берестяное ведерко с опоясками

Охлажденным маслом

Узорно-пестрой молодой коровы

До краев плотно набила…[11, с. 121]

Для исполнения ритуала жертвоприношения требуется заклинателю и ритуальная ложка-жребий, благодаря которой можно узнать о предзнаменовании, т.е. можно предугадать исполнение данной просьбы у духов-хозяев: исполнят Они или нет.

Последовательность заклинаний, осуществляющихся в ритуале, описанном в «Песне о саламе» такова:

1. В первую очередь хотун-бабушка «духа священного огня заклинать стала, давно припасенным маслом его угостила…»

2. Близ нижних ветвей большой березы хотун-бабушка «три раза духу-хозяину изначальной страны моления совершив, девять раз крепким узлом (саламу) завязала».

3. Затем хотун-бабушка «семь искрящихся дымокуров из кизяка раздув, разожгла, прогорклым маслом [их] вскормила: запах священной пищи, благоухая, вознесся по изначальной земле».

4. Взяв в руки ритуальную ложку и подняв их вверх, хотун-бабушка стала произносить моления «за будущее поколение, за их счастливое будущее, за большие гурты кут поздних телят, за благополучие-изобилие родного двора, за прочность на долгое будущее…». Такими молениями, прошениями она обращалась к духам-хозяевам:

· Кюрюё Джёсёгёй является подателем людям лошадей и покровителем коневодства;

· Юрюнг Айыы Тойон, являющийся в якутской мифологии творцом Вселенной, главой обитающих в Верхнем мире божеств;

· Хара Суорун Тойон - покровитель нескольких родов, предок девяти шаманских родов;

· Дух-хозяйка Среднего мира - восточная Иэйиэхсит-бабушка, которая покровительствует людям, лошадям и рогатому скоту, а так же помогает при родах;

· Дух-хозяйка алааса (долины, где и жили якуты)- Ахсыырма Мичил Хотун-бабушка;

· Дух-хозяин озера - Боллох Тойон-дедушка;

· Дух-хозяин отора (осеннего пастбища)- Ботохоно Чуохаан;

· Дух-хозяин священного очага - Господин-дедушка.

5. После поименного обращения к духам-хозяевам начинается ритуальное прошение:

На девять поколений нерушимое благополучие,

На восемь поколений неколебимое счастье,

На семь поколений неубывающее изобилие

Нам устройте,

Прочно обоснуйте нас,

Осчастливьте.[11, с. 127]

Данное прошение закреплялось плевком и подкидыванием ритуальной ложки. Ложка упала дном вниз, что символизирует благосклонность духов-хозяев, их положительное отношение и желание помочь.

Счастливый жребий пусть выпадет!

Взлетай на счастье!...

Счастье выпало, уруй![11, с. 129]

Выводы:

· В тексте «Песня о саламе» образ Абсолюта является собирательным, т.к. включает в себя некое множество - дух-хозяин священного огня, дух-хозяин изначальной земли, дух-хозяин великой тайги, Верхний Кюрюё Джёсёгёй, Юрюнг Айыы Тойон, Хаара Суорун Тойон, дух-хозяйка Среднего мира, Ахсыырыма Мичил Хотун, дух-хозяин озера (Зеленый Боллох Тойон), дух-хозяин жилья (Ботохоно Чуохаан). Собирательность различных аспектов покровительства духов-хозяев в понятии «Абсолют» является важной особенностью, т.к. именно при таком представлении видна всеобъемлющая высшая духовная сила, охватывающая все аспекты жизни.

· Множество духов-хозяев, являющихся средним звеном между людьми и Абсолютом, выступают его эманациями. Т.е. абсолютное начало изливается на людей именно посредством духов.

· Хотун-бабушка, также являющаяся духом-хозяйкой земли, представляет собой некую концентрированность божественной энергии в одном избранном земном представителе.

· Обращение к духам-хозяевам строго регламентировано ритуалом, который включает в себя ряд неких тайных, сакральных действий. И только благодаря строгой последовательности действий, правильного отношения избранного человека по отношению к духам, Они смогут дать свой ответ обращающемуся.