Педагогические воззрения святого праведного Иоанна Кронштадтского

дипломная работа

Глава 1. Жизнь и пастырское служение святого праведного Иоанна Кронштадтского

Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился в Архангельской губернии в селе Сура Пинежского уезда девятнадцатого октября 1829 года в день памяти святого Иоанна Рыльского, именем которого и был наречен. Родился слабым и болезненным, и поэтому случаю из-за опасения смерти был вскоре крещен. После Таинства Крещения младенец стал заметно поправляться. Родители приписали чудесное исцеление благодатному воздействию святого Таинства.

Его семья с древности принадлежала роду священнослужителей Сергиевых. Отец будущего подвижника, Илья Михайлович, был причетником деревенского храма, как и большинство предков их рода, и являлся человеком глубоко верующим. Дед Иоанна Ильича по отцу был священником, а мать Феодора Власьева была глубоко верующей и отличалась твердостью характера, присущей русским северянам и добротой сердца. На протяжении всей жизни, особенно в сложных жизненных ситуациях Иоанн Кронштадтский обращался за советом к матери, духовный авторитет, совет и благословение которой были дороги для сына-священника. Иоанн Кронштадтский, прав. Творения: Предсмертный дневник. 1908, май-ноябрь. М., 2006. С. 142.

Благочестивые родители с особым усердием стали воспитывать в младенце благоговейные мысли и чувства к Богу, в молитвах домашних и церковных. Маленький Иван, возрастал спокойным, добродушным и ласковым мальчиком, любил природу и богослужение. Отец прививал ему любовь и благоговение к богослужению. В возрасте шести лет Иоанн стал посещать местную сельскую школу. Проходя мимо старой церкви, он всегда старался остановиться для молитвы. При этом надо отметить, что уже в этом малом возрасте люди обращались к нему за молитвенной помощью в своих бедах. Иоанн Кронштадтский, прав. Творения: Предсмертный дневник. М., 2006. С. 17 Живя в постоянной нужде и суровых условиях, отрок Иоанн рано соприкоснулся с картинами нищеты, горя и страданий. Все это повлияло на него и сделало не по возрасту серьезным, сосредоточенным, вдумчивым и замкнутым в себе. Вместе с тем воспиталось в нем глубокое сочувствие и сострадательная любовь к ближним. Особенно эта любовь у отрока Иоанна выражалась по отношению к бедным. Он не увлекался свойственными его возрасту играми, а старался постоянно носить в уме и сердце своем память о Боге. Чувства любви к творениям Божиим возбуждали в нем умиление и преклонение пред величием Творца всякой твари. Цит. по кн.: Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. М., 2008. С. 18.

По сложившейся в семьях священнослужителей традиции, родители решают дать Иоанну духовное образование и определяют его в Архангельское Приходское Училище. В начале обучения грамота отроку давалась плохо. Он сильно печалился и это подвигло его на молитву к Богу о даровании разумения в книжной науке. За свою горячую молитву он получил разрешение от неспособности к наукам. Вот как он сам описывает чудо внезапного внутреннего преображения, произошедшего в нем после молитвы: «Как будто завеса спала с глаз и раскрылся ум к разумению и стало легко и радостно на душе» Там же. С. 19.. Это укрепили его в вере. Показало, что с помощью молитвы и Божьей помощи можно преодолеть любые трудности жизни. Впоследствии он уже отлично усваивал все предметы и из отстающего ученика стал одним из первых. Там же.

Глубокая религиозность и благочестие родителей составили крепкую основу характера мальчика, утвердив его и направив на путь внутреннего духовно-нравственного совершенствования. Семья Сергиевых жила, строго соблюдая православные традиции русского народа, с постами и праздниками, обрядовой красотой и разнообразием, молитвенным духом. Все это способствовало воспитанию в Иоанне любови к православной вере. Принадлежность семьи к низшему сословию и ее тяжелое материальное положение заложили в будущем пастыре способность к сочувствию и стремление оказать помощь нуждающимся. Впоследствии это станет одним из основных направлений его пастырского служения.

Суровая природа северного края, где он провёл своё детство определила особенности его характера и оказала существенное влияние на духовное его становление и способствовало развитию у него таких качеств, как тихость, задумчивость, созерцательность и наблюдательность. Всё это содействовало воспитанию в нём трудолюбия, организованности, самодисциплины.

Все трудности, с которыми Иоанн столкнулся с первых же дней своей самостоятельной жизни вдалеке от родителей - бедность существования, а также собственные неуспехи в учебе, которые преследовали несмотря на все прилежание и старание, - обратили его взор к духовному миру, во многом определив религиозную настроенность будущего подвижника, его поиск духовного содержания во всех сторонах жизни. Религиозность и крепкая вера, заложенные с детства, не ослабели в годы учёбы в училище. Впоследствии отец Иоанн говорил, что Евангелие, опыт чтения которого он получил ещё в детстве, было его «…наставником, руководителем и утешителем». Цит. по кн.: Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. М., 2008. С. 19.

После окончания приходского училища Иоанн поступил в Духовную семинарию Архангельска и окончил её в числе лучших учеников. Блестящие успехи в учёбе способствовали тому, что он был принят на казённый счёт в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 15 августа он выезжает в столицу. Спустя годы, оценивая эту посланную Богом возможность учиться, он, пишет, что если бы после окончания семинарии он стал священником, то, в нём бы «…все доброе заглохло бы и пропало». Иоанн Кронштадтский, св. прав. Творения Дневник. М., 2002. С. 349.

После смерти отца Иоанн решает даже оставить учёбу, потому что нужно было думать об обеспечении матери и сестры, забота о которых была для него превыше всего. Но мать не позволила ему оставить образование. Зная о его материальных затруднениях руководство академии предложило ему место писаря канцелярии. По должности письмоводителя он имел отдельную комнату, а это позволяло ему время досуга проводить уединённо и предаваться чтению и духовным размышлениям. Большое внимание в это время он уделял чтению Священного Писания, творений святителя Иоанна Златоуста и святителя Филарета (Дроздова). Жил он очень экономно. За годы учёбы и работы он позволил себе купить лишь одну книгу - толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея. Очень любил он уединённо молиться в саду академии. Молитва на прогулке и в дороге будет впоследствии для него потребностью в течении всей жизни Цит. по кн.: Александр (Семёнов-Тян-Шанский), еп. Отец Иоанн Кронштадтский. Париж, 1990.С.23.. Известно по воспоминаниям сокурсников, что в период учёбы на старших курсах, у него возникла идея принять монашество и заняться миссионерской деятельностью в Китае, Африке и Южной Америке. Цит. по кн.: Александр (Семёнов-Тян-Шанский), еп. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. М.; Спб., 2011. С.21.

Успехи в период учёбы в академии были весьма посредственными, и он был одним из слабых студентов «бессловесен в классе и на экзаменах». Иоанн Кронштадтский св. прав. Творения: Дневник Т 3. М., 2005. C. 184.

Серьезным испытанием за годы учёбы в академии было для него назначение старшим над учащимися и архиерейскими певчими, самой распущенной частью студенчества. Но и здесь, благодаря своей рассудительности и благочестию он смог устоять на правильном пути.

Духовное образование сформировало в нём целеустремленность к самообразованию и самосовершенствованию. Его выбор пути священнического служения Богу и ближним явился результатом осознанного решения, созревшего в нем в последние годы учёбы в академии, которую он заканчивает в 1855 году.

После окончания академии Иоанну Сергиеву предложили принять священный сан иерея с прохождением служения в Кронштадтском Андреевском соборе города Санкт-Петербурга. Он венчается с Елизаветой - дочерью настоятеля Андреевского собора протоиерея Константина Несвицкого. Твёрдо решившись служить всем своим существом Богу и страждущему человечеству отец Иоанн уговорил свою супругу остаться девственниками. Цит. по кн.: Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. М., 2008. С 20.

Местом служения Иоанна Сергиева стал пригород столицы - Кронштадт, где самоотверженно трудился он более пятидесяти лет. Цель его служения и педагогической деятельности была направлена на духовно-нравственное преображение каждого человека, с которым ему приходилось сталкивался на жизненном пути. Он явил собой замечательный пример соединения в одном лице пастыря и педагога. Отец Иоанн как никто другой осознавал высоту пастырского служения и ответственность перед Богом за духовное развитие паствы, к которой он приставлен. Первую свою проповедь он назвал «Паси овцы Моя». В ней он изложил программу своего пастырского служения: «…научить, просветить, исправить, утвердить» вверенную им Богом паству Отец Иоанн призывал с благоговением приступать к причастию, регулярно, а не только по большим праздникам. Он сам глубоко верил в преобразующую силу причастия и до самой смерти сохранял благоговейное отношение к литургии. Иоанн Кронштадтский св. прав. Творения: М., 2009. С. 58.

Отец Иоанн с полной ответственностью осознавал, что исполнять успешно обязанности пастыря и учителя он, может только предъявляя высокие требования к себе. Он усердно и строго стал наблюдать за своей внутренней жизнью: он не ложился спать без исповедания своих грехов за день, изучал Священное Писание, используя для этого любую свободную минуту, даже в путешествиях и поездках. Цит. по кн.: Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев. М., 1997. С.85.

Современники отмечали, что он в обращении с людьми и в молитве к Богу достигал поразительной, младенческой простоты. Там же.

В течение всей своей жизни отец Иоанн вел дневник для наблюдения за своим духовным состоянием, своими мыслями и чувствами, записывая «…свои уклонения от закона Божия». Цит. по кн.: Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. М., 2008. С.152. Внутреннее делание, считал он, должно быть главной целью и подвигом православного христианина. Эту мысль ещё более чётко он выразил в беседе с пастырями города Сарапула, говоря о том, что «враг рода человеческого» с самого начала его служения подвергал его постоянным искушениям и он понял, что только с помощью молитвы и самонаблюдением он может противостоять злу. Он старался ещё более требовательнее относится к себе, осознавая свои немощи и недостатки. А перечитывая дневник он, познавая свою немощь учился на других людей смотреть с любовью и сочувствием и готовностью всегда прийти на помощь. Цит. по: Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев. М., 1997. С. 20.

Иоанн Ильич Сергиев проявлял поистине самоотверженную материальную и духовную помощь по отношению к людям и тем снискал доверие и любовь бедноты Кронштадта. Он посещал их убогие жилища, утешал оставленных мужьями жён, «…нянчил их детей, пока мать стирала…вразумлял пьяниц» Цит. по кн.: Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. М., 2008. С.22..

Поначалу он располагал лишь своими личными силами и денежным довольствием, но и их отдавал до последней копейки. Его щедрости не понимали и служители Андреевского собора. Часто они говорили его жене: «…а твой сегодня опять пришёл босой» Там же. . Они стали хлопотать, чтобы жалованье отца Иоанна выдавали его жене. Но Господь и тогда не оставил своего избранника без возможности оказывать благодеяния и помогать материально нуждающимся. Вскоре богатые пожертвования стали давать и состоятельные граждане Кронштадта. А когда ему предложили вести уроки Закона Божьего в Реальном Училище, то оплату за этот труд он считал своим достоянием и щедро раздавал его бедным Там же. С. 23.. Впоследствии он получил новые возможности к благотворению через учреждение первого в России Дома Трудолюбия (1882).

Огромная сумма денег уходила у него на благотворительную деятельность. Сам он часто говорил: «У меня своих денег нет. Мне жертвуют, и я жертвую». Цит. по кн.: Великие русские старцы. Жития, чудеса. духовные наставления. М., 2007. С. 648. И он направлял их туда и тому, кто в этом нуждался. Иногда у него не оставалось ни копейки, хотя на следующий день нужны были огромные суммы, но никогда надежда и крепкая вера в Бога и Его помощь не оставляла его.

Иоанн Кронштадтский понимал, что воспитать человека можно только через труд. Все свои усилия он полагает на дело создания и организация Дома Трудолюбия. Только так можно было помочь людям, отвыкшим от труда, потерявшим человеческий облик, восстановить образ Божий и желание жить, исполняя свой долг перед семьёй и Отечеством. В Доме трудолюбия были ремесленные мастерские, просветительские учреждения. Здесь желающие могли не только получить пропитание, но и образование. Цит. по кн.: Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. М., 2008. С.29.

Нельзя не сказать о борьбе святого праведного Иоанна Кронштадтского, с пьянством, за народную трезвость. Сердце его сжималось от боли при виде гибнущего от порока пьянства русского народа и в душе его утвердилось твёрдое желание приложить все свои старания, уповая на Бога «…исправить этот пьяный, но хороший по своей душе народ» Там же.. С любовью он обличал, вразумлял, убеждал людей бороться со своей страстью.

«Отец Иоанн говорил, что пьянство такое «непотребство», которое развращает народ, оно лишает человека облика человеческого, умножает грех, оно даже способно погубить целый народ. Когда он встречал пьющего человека, то сначала пытался вразумить его, молился за него, служил молебен, но не всех допускал к причастию. Иногда он мог предложить такому человеку и деньги, если знал, что семья нуждается, помогал устроиться на работу. Он понимал, что к пьянству могли привести разные причины и был всегда внимателен, применяя к каждому индивидуальный подход. Отец Иоанн убеждал и убеждался сам, что без помощи Божьей преодолеть этот недуг невозможно. Не всегда он видел успех в борьбе за душу человека, но это ещё больше укрепляло его в борьбе со злом. Его стараниями организовывались Общества Трезвости по всей России, он выступал против питейных заведений, поощрял издание книг и статей. В настоящее время пьянство - серьёзная проблема российской действительности, но существует и другая не менее страшная зависимость - это наркотики. Здесь, как и в случае с пьянством, необходима Божья помощь и поистине неустанный труд священника.

В своих проповедях и трудах Иоанн Кронштадтский раскрыл духовную природу пьянства, давал советы о том, как можно преодолеть это страшный порок. Он активно распространял идеи трезвеннического движения и претворял их в жизнь. Большие средства он вкладывал в «Казанское Общество Трезвости» и был его почётным членом. Это общество издавало проповеди Иоанна Кронштадтского, обличающие пьянство. Он благословлял создание по всей необъятной России многочисленных обществ трезвости, которые, в первую очередь, и занимались в те далекие времена просвещением русского народа и пропагандой трезвого образа жизни во всех отношениях. Юферов. В.А. «Святой праведный Иоанн Кронштадтский в Казани» [Электронный ресурс]

Отец Иоанн понимал тяжесть духовного и материального положения родного края, что и стало причиной его духовно-просветительской деятельности по развитию села Суры. Его педагогическая деятельность выразилась в открытии Сурской церковно-приходской школы (1893 г.) и в заботе о ее воспитанниках; в создании Иоанно-Богословского женского монастыря. Он постоянно заботился о телесном и духовном здравии сестер, устроении внутренней жизни обители, разработал Устав монастыря; организовал при монастыре школу для девочек; заботился о духовно-нравственном просвещении и развитии сельского хозяйства местного населения, преодоление религиозного раскола и духовном единении проживающего здесь народа. Все это явилось выражением его таланта педагога и организатора. Обширнейшей была его попечительская и благотворительная деятельность. При непосредственном участии Иоанна Кронштадтского были открыты подворья Сурского монастыря - в С.-Петербурге и Архангельске, столичное подворье на Карповке, а в начале XX века оно стало самостоятельным Иоанновским монастырем.

Невозможно назвать точное количество церквей, построенных или обновленных на средства Иоанна Кронштадтского... Его пожертвования шли и на заграничные миссии. Так, святитель Николай в октябре 1907 года получил пожертвование в сумме 1 тысячи рублей на нужды Православной Церкви в Японии, в апреле 1908 г. - еще 1 тысячу рублей Николай (Касаткин) Японский, свт. Краткое жизнеописание, дневники 1870-1911гг. СПб., 2007. С.401. Иоанн Кронштадтский жертвовал средства на содержание школ, больниц. Он был активны членом многих благотворительных обществ Российской империи, вкладывал средства в организацию и содержание школ, больниц, благотворительных учреждений. Многие благотворительные общества в Российской империи считали отца Иоанна Кронштадтского своим членом. Он сам был активным благотворителем и жертвователем и других призывал к этому.

Уже в конце XIX века протоиерей Иоанн Ильич Сергиев приобретает известность по всей России как Кронштадтский молитвенник и пастырь проповедник. Условие его всероссийского пастырского и педагогического служения выразилось в духовно-нравственном воспитании и перерождении людей путем молитвенной помощи и назиданий, написания и издания литературных трудов, в оказании им материальной и духовной помощи, о чем с свидетельствуют многочисленные письма, телеграммы, со всех уголков России. Город Кронштадт каждый год посещало большое количество паломников. Священнический, пастырский и проповеднический подвиг Иоанна Кронштадтского имел огромное значение для всей России. Монах по сути своей жизни, будучи «белым» священником, он жил в миру, стал миссионером для тысяч маловерных. Из творений отца Иоанна мы видим, что его жизнь была в непрестанным покаянии и сокрушении сердца. 10 декабря 1908 года святой праведный Иоанн Кронштадтский совершил последнюю Божественную литургию, а 20 декабря 1908 года преставился ко Господу.

Имя данное Иоанну означает «Благодать Божия». Он действительно на протяжении всей жизни нёс благодать Божью окружающим его людям! Он дарил радость своим родителям, сурским крестьянам, которые просили его молитв. В зрелые годы к нему тянулась вся Россия и отблески исходящей от него благодати Божьей распространялись и за пределы родины - в Японию и Америку. Его труды, дневники, проповеди, опыт пастырский и педагогический является неоценимым источником и образцом подлинно христианской жизни и деятельности. Служение кронштадтского пастыря имело огромное нравственное воздействие на людей. Многие, после общения с ним, меняли свои взгляды, образ жизни, духовно преображались, получали исцеление.

Пастырско-педагогическая деятельность святого праведного Иоанна Кронштадтского представляет собой сочетание церковной, благотворительной, просветительской, педагогической деятельности, направленной на религиозно-нравственное просвещение и личностное развитие человека. Основой успешности его трудов была высоконравственная жизнь, или «жизнь во Христе», для которой характерно стремление к всецелому осуществлению евангельского идеала.

В результате рассмотрения первой главы можно сделать следующие выводы:

1. Служение святого праведного Иоанна Кронштадтского оказало существенное влияние на формирование культурно-образовательного пространства России второй половины XIX -- начала ХХ вв.

2. Духовному становлению его личности и формированию религиозно-педагогических взглядов способствовали следующие факторы:

- происхождение из священнического рода;

- глубокая религиозность родителей;

- традиционный, православный уклад жизни;

- тяжелое материальное положение семьи;

- суровые условия родного отцу Иоанну северного края;

- неуспехи в учебе и чудесное просвещение;

- уединенный досуг академической жизни.

Все это во многом определило духовно-нравственное развитие и характер будущего пастыря, его неутомимость в труде, самоорганизованность, дисциплинированность, умение сострадать и сопереживать другим. Целостное духовное образование, полученное им, сформировало стремление к непрерывному самообразованию и совершенствованию.

Пастырско-педагогическая деятельность святого праведного Иоанна Кронштадтского выражалась в следующих направлениях его служения:

- катехизаторском - при храме;

- законоучительной деятельности в Кронштадтском уездном училище, в городской воскресной школе и в Кронштадтской гимназии;

- социальной деятельности - помощи бедствующим слоям населения Кронштадта и организации для них Дома трудолюбия;

- духовно-просветительской - организации и руководстве учебно-воспитательным процессом Сурской церковно-приходской школы; постройке монашеских обителей и заботе об образовании и духовном развитии их насельниц, подвиге молитвенного предстательства за людей пред Богом; написании религиозно-нравственных трудов; в ответах на многочисленные письма из разных уголков России и зарубежья; построении храмов, обителей, школ, просветительских учреждений на территории разных областей России; во взаимодействии с духовными академиями и различными российскими учебными заведениями, в оказании им материальной и духовной помощи; в поездках по городам России и зарубежья, носящих миссионерско-просветительский характер; в нравственном воспитании и преображении людей посредством молитвы к Богу.

христианский педагогический законоучительный кронштадский

Делись добром ;)