Педагогические воззрения святого праведного Иоанна Кронштадтского

дипломная работа

2.1 Святой праведный Иоанн Кронштадтский о воспитания священства

Святой праведный Иоанн Кронштадтский был самым ревностным пастырем до революционной эпохи. На рубеже XIX-XX веков понятие священства в его пастырском аспекте было новым. На священника смотрели как на государственного служащего, исполняющего определенные предписания правительства о соблюдении лишь внешнего морального здоровья общества. Священник был не более чем совершитель Таинств и треб. Правительство видело в духовном сословии послушных исполнителей нравственных и бытовых нужд народа без выделения конкретно пастырского служения как такового. В свою очередь народ, не осознавая особенности священнического служения не хотел видеть в пастыре исполнителя социальных функций.

Протоиерей Иоанн Сергиев осознавая всю сущность пастырской деятельности рассматривал значение священника в более глубоком смысле и видел в нём не просто совершителя Таинств, но молитвенника - пастыря, посредника между Богом и людьми, для которых он является проводником благодати Божией для очищения, освящения, обожения церковного народа.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своём учении о священстве опирался на творения древних отцов и учителей церкви, в частности святителя Иоанна Златоуста. Он старался возродить опыт раннехристианского служения пастыря в современном церковном служении и укоренить его в сознании народа как идеал. Отец Иоанн считал, что главная функция священника - священнодействие у престола Божия, где он совершитель Таинства и сам освящается, вознося к Богу молитвы за людей, принося бескровную Жертву в Таинстве Евхаристии. Он говорил о нераздельности и единстве священнического служения с церковным собранием. Цит. по кн.: Александр (Семенов-Тян-Шанский), еп. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. М.; Спб., 2011. С.118.

Для современников праведного Иоанна Кронштадтского использование им опыта святых отцов в практике священнослужения данного периода было новым. Отец Иоанн предвосхитил идею будущего устроения церковной соборности в ключевом значении пастырского служения, в первую очередь в Православной Церкви, а после и в западно-христианских религиозных деноминациях. Под церковной соборностью подразумевалось, - евхаристическое движение сторонников за глубоко осознанное участие в литургии и частого приобщения Святых Христовых Тайн. Карпенко Димитрий, прот. «Евхаристическая община как основа соборности». [Электронный ресурс]

В своих проповедях отец Иоанн всегда восторженно отзывается о священстве так же, как и о литургии, не отделяя священство от нее. Служение священника он тесно связывает со служением самого Пастыреначальника Христа, Которого апостол Павел называет «Священником во век по чину Мельхиседекову» (Евр. 7,17). Сам Христос называет Себя «пастырем добрым, полагающим жизнь Свою за овец» (Ин.10,11). Священство Христа, как свидетельствует апостол Павел «вечное, не преходящее всегда спасающее» (Евр. 7,24-25). Будучи Сам Пастыреначальником, Христос выделил особо избранных учеников: 12, а затем 70 апостолов. Из апостолов церкви, поставлена ее иерархия. Получив от Спасителя все полномочия и благодатные дары пастырско-священнического служения, святые апостолы передали их своим преемникам епископам, пресвитерам, диаконам. В силу этой преемственности каждый из хиротонисанных приемлет благодать священства от Самого Пастыреначальника (Еф.4,11-13; Рим.10,15). Священник как пастырь есть посредник между Богом и людьми. Он бог с маленькой буквы и ему дано право силой Божией «вязать и решить» (Ин.20, 22-23), очищать человечество совершением, молитвословий и Таинств и возводить его к Небесному Царству Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. Минск. 2005. С.350..

Самым важным для священства по существу является соответствие его намерениям Божиим о них. Для этого необходимо постоянное «возгревание» данного, им при хиротонии «дара Божьего» (2Тим.1,16). Необходимо постоянное стремление к чистоте своего сердца, забота об усердном служении церкви Христовой, чтобы это не привело к утрате священнического и пастырского достоинства, чтобы священник не превратился в простого требоисполнителя что недопустимо и опасно, так как развитие корысти приводит к потери молитвенного настроя и способствует охлаждению в служении. Там же.С.442. Отец Иоанн говорит, что в Таинстве Священства священник получает особенную благодать и с помощью её он должен пасти стадо Христово. Он советует: «Будьте как адаманты тверды». Цит. по кн.: Александр (Семенов-Тян-Шанский), еп. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. М.; Спб., 2011. С. 119.

Величайшее и сложное дело доверено священнику на земле. На него возложено духовное развитие и наставление искупленных Кровью Христовой душ человеческих; а для этого необходима любовь, терпение, самопожертвование, безупречная личная жизнь как добродетельный пример. Ему даровано тайнодействие - пресуществление даров в Тело и Кровь Христову и приобщение ими чад Христовых. Подобно бесплотному, священник должен быть небесным на земле, всецело направляя свою духовную жизнь в русло литургической жизни во Христе. Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. Минск, 2005. С.420. Митрополит Вениамин (Федченков) говорит о необыкновенном служении литургии отцом Иоанном: «…он служил с силой, восторженно, громогласно, дерзновенно-совсем необычно: не как мы - ровно; а порывисто, иногда - требующе. Велика у него была вера вообще».

Отец Иоанн, называя священника ангелом выделяет в иерархической среде епископа как первого правомочного представителя после Господа и Божией Матери в деле освящения своей паствы. Кронштадтский батюшка неоднократно упоминает о той ответственности, которая возложена на него Богом в великом деле совершения заклания Бескровной Жертвы для освящения людей. Он замечает, что, эта Жертва, есть воспоминание той высшей любви Бога к людям. Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. Минск, 2005. С.423.

Священнослужителю необходимо посредством благодати Божией приобретать в себе - любовь Божественную, Евангельскую, которая необходима ему во всякое время, наиболее при совершении литургии, в Таинстве Таинств - Евхаристии, безмерной истощающей любви Господа Иисуса Христа к человеческому роду, дающего всего Себя в насыщение Своими Пречистыми Телом и Кровью верных чад Божиих. При совершении такого страшного Таинства как Евхаристия, священник должен весь быть охвачен любовью к Богу и ближним, выкупленными и сопричастными Кровью Христовой Цит. по кн.: Александр (Семёнов-Тян-Шанский), еп. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. М.; Спб., 2011. С. 122..

Священнику также необходима добродетельная жизнь чтобы быть достойным дара Духа Святого - Божественной любви, в принятие которой заключается суть христианской жизни. Он должен не иметь в себе никакого пристрастия со стороны какой либо, вещи, пищи, лица, или славы. Ведя борьбу с этими греховными проявлениями страстей и пороков, искушающими на?зло, он должен понуждать себя с помощью молитвы и поста, путем всецелого вручения себя Богу, и через стяжание кротости и смирения очистить свое сердце, и достичь преобладания в христианских добродетелях. Ему нужно всегда стремится в небесный мир и полностью принадлежать Богу, быть святым Цит. по кн.: Александр (Семёнов-Тян-Шанский), еп. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. М.; Спб., 2011. С. 122...

Основным преимуществом в деле несения священнического служения и для исполнения согласно его сану жизни, должна быть молитва и богослужение. Молитва - это жизнь души священника - уверяет праведный Иоанн Кронштадтский - Без молитвы он не может жить. Для священнослужителей необходимо взять за правило постоянно поддерживать в себе теплоту молитвенного настроения, посредством благодати не прерывать связи с Богом, стараться со вниманием и благоговением чаще служить литургию с заблаговременной и обязательной подготовкой. Необходимо достойно приобщаться Святых Тайн - Тела и Крови Христовых, при этом каждый раз находя в этом величественнейшем источнике щедрые благодатные дары для различных священнических служений. Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. Минск, 2005. С. 676.

Отец Иоанн приводит пример и показывает каким бесстрастным должен быть священник, чтобы гореть пламенем любви к Богу и людям, которые вместе составляют единое Тело Христово - церковь. В ней происходит «синергия» - соработничество благодати Божией и священнослужителя. Священник должен заботиться в первую очередь о том, чтобы быть истинным служителем церкви, соработником Христа. По словам отца Иоанна, он должен быть как ангел чистым от порока страстей, возвышаясь над немощами человеческими гореть огнем веры и любви к Богу и ближним. Александр (Семенов-Тян-Шанский), еп. Указ. соч. С.123 При этом ему нужно хранить свои уста от празднословия и сквернословия, по словам отца Иоанна «иметь уста не скверные - уста Истины», потому что священник часто славословит Бога и проповедует Евангелие, дает нравственные наставления верующим. Ему нужно непрерывно прибывать в благодати Христовой, не допуская до себя «ни малейшей перемены» (Иак.1.17) по примеру Самого Пастыреначальника и не уклонятся в сторону плотских удовольствий чтобы через пристрастия к чувственному не лишится благодати Святого Духа. Цит. по кн.: Александр (Семенов-Тян-Шанский), еп. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. М.; Спб., 2011. С. 123.

Служение священника в деле спасения человека не должно ограничиваться его личными недугами, связанными с пристрастием к славе и деньгам, а напротив оно должно укрепляться благодатью при добросовестном исполнении своих пастырско-священнических обязанностей. Напоминая часто о высоте священнического служения отец Иоанн наставляет священство словами о том какое величайшее и обширное предприятие доверено священникам на земле. Там же. С. 124.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит о достоинстве священника, он приравнивает его к Небесным Силам в горении духа любви, славословия, благодарения перед Богом за такие милости Его к нам и в нас, беспредельного благоволения и высоты премудрости. Он считает себя не достойным совершать столь великое Таинство и показывает на своем примере что никто из духовенства не может быть достоин совершать Его, ибо каждый имеет плотские пристрастия и иные грехи будь то, мнительность, маловерие или недоверчивость. Силой Божией Таинство совершается мгновенно. Важное значение имеет частная жизнь священника, как пастыря порученных словесных овец стада Христова. Достоверно известно - говорит отец Иоанн, - что от образа жизни священника, от его стремления добросовестно исполнять свои пастырские обязанности зависит духовное состояние и внешнее поведение паствы. Там же. С. 126.

Поучительно и назидательно отношение отца Иоанна к материальной стороне священнического служения. Необходимо обратить внимание на то как батюшка Иоанн распоряжался материальными средствами во время своего священнического служения. Были моменты в его служении, когда ему приходилось сталкиваться с искушением деньгами со стороны благодарного человека в храме, при совершении Таинства Исповеди, перед Крестом и Евангелием. В таком случае он советует, чтобы избежать соблазна для себя и окружающих что Таинство или обряд совершается за деньги, необходимо избегать принятия денег, а, чтобы не оскорбить жертвователя нужно попросить положить его пожертвование в церковную кружку. Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. Минск, 2005. С.390.

При подготовке и во время служения литургии священнику нужно посредством молитвы бороться и не допускать до сердца возникающих в уме различных скверных и хульных помыслов, сребролюбия, страха, уныния и маловерия. Особенно необходимо бороться с помыслом сребролюбия потому что, помысел пристрастия к материальному расхищает молитвенное устроение души. Но самое главное при совершении Евхаристии важно не допускать помысла маловерия или безверия в отношение совершаемого Таинства, а для этого необходимо не обращать внимания на помыслы, но сосредоточится на словах молитвы при совершении Божественной службы и помышлять о том, что он служитель Христов, и совершает великое дело Божие. Там же.С.442.

При общении с людьми священник не должен показывать свое малодушие и боязнь перед власть имущими и помнить, что он поставлен на свое служение самим Богом и дело, требуемое совершения превыше всех дел человеческих. Священнику часто по роду его деятельности приходится сталкиваться не только с материальными заботами прихода, но и оказывать помощь прихожанам и всем обратившимся с бытовыми вопросами. В виду этого ему необходимо по совету отца Иоанна не привязываться к житейским заботам, чтобы через попечения не потерять память Божию, а постоянно пребывать в молитве с Богом. Аксенов Роман, свящ. «Пастырство: традиции и современность» [Электронный ресурс]

В начале своего служения священник, как правило, с усердием исполняет свои обязанности, но со временем они становятся привычными, и он охладевает к служению, становится безразличным в совершении церковных служб, приходит в забвение относительно постоянности своего духовного чувства. Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. Минск. 2005. С.249.

Священнику необходимо всегда обращать внимание на то, с какими он мыслями и чувствами совершает служение Богу и помнить, что он предстоит Господу и от Него все блага для души. Священнику нужно приобретать в себе дар молитвы и благоговейных помышлений, а при чтении молитв и совершении треб необходимо всегда помнить, что Бог присутствует везде и проявлять такое же усердие, как и при совершении богослужений в храме. Отец Иоанн говорит о необходимости преодолевать свое небрежение, вспоминая свою священническую присягу и слова Священного Писания что «Проклят тот, кто дело Господне совершает с небрежением» (Иер.48,10).

В постоянной духовной брани с врагами спасения, направленной против души священника, особенно в момент совершения Евхаристии, помыслами малодушия и неверия он советует священнослужителям приобретать и воспитывать в себе добродетели веры, решимости, мужества, дерзновения к Богу, прибегать к молитве и покаянию. Важно знать, что под действием страстей священник находится в состоянии пассивности и не может быть настоящим служителем Божьим и не сможет наставлять и обличать человеческие пороки. Отец Иоанн настаивает на том, чтобы священник при совершении Таинства Причащения усиленно молился, не обращая внимания на проявление страстных помыслов, помнил бы свое призвание от Бога, свое не достоинство и величие Божие. Цит. по кн.: Александр (Семенов-Тян-Шанский), еп. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. М.; Спб., С. 127.

Жизнь каждого христианина, заботящегося о своем спасении, проходит в различных искушениях, но особенно они проявляются в священническом служении. Священник по своему чину призван Богом быть духовным военно-начальником, обученным и вооруженным Словом Божиим и святоотеческими писаниями для ведения духовной брани. Святой праведный Иоанн говорит о том, что и он сам не раз испытавший на собственном опыте всю злобу и коварство от бесовских влияний Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. Минск. 2005. С.407., направленных на священнослужителя через воздействие на сердце страстных помыслов, лишающих благодати, а также и со стороны людей проявляющих свою страстность по отношению к священнику. Главным средством против искушений Иоанн Кронштадтский, считает молитву и покаяние со слезами и осознание своего не достоинства. В таком случае священник избегает искушений при священнодействии и не теряет чистоту совести. Аксенов Роман, свящ. «Пастырство: традиции и современность» [Электронный ресурс]

Основная опасность в духовной жизни священника ? гордость. Отец Иоанн советует остерегаться гордости в разных ее проявлениях начиная от смущения, ложного стыда, боязни, тщеславия и до превозношения. Нужно постоянное внимание, чтобы заметить и не допустить развития гордости. Она проявляется в ситуациях, не имеющих основания к огорчению и раздражению на ближних, из-за самых малых причин. Один из моментов обнаружения гордости - это любовь к славе, когда принимаешь похвалу. Люди, льстящие нам - враги наших добрых дел. Они приводят нас в состояние духовной слепоты и через ложную похвалу закрывают от нас истинное состояние нашей души, и мы не можем видеть своих огромных изъянов, особенно самолюбия и непредусмотрительности Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. Минск. 2005. С.273..

Делись добром ;)