Правовые источники Древней Индии – Ведические тексты и Законы Ману

реферат

Глава 2. Законы Ману как источник права в Индии

«Законы Ману» так же известные как «Ману Смрити» и «Манава Дхармашастра» (от санскр. Manusmrti - Записанные со слов Ману), (от санскр. Dharmashastra - Наставление в Дхарме), (от санскр. Dharma - нет единого понятия в русском языке, вполне подойдёт сочетание таких понятий как «долг перед Богом», «основное свойство предмета», «жизненный путь», «дело всей жизни») _ один из древнейших памятников юридической литературы. Составлен в Древней Индии одной из брахманских (жреческих) школ, однако точное время создания этого уникального документа не установлено. Написан на классическом санскрите ритмической прозой шлоками (от санскр. Shlokha - строфа, стиль). Источником данного памятника являются Дхармасурты (от санскр. Dharmasuthra - руководство по правильному прочтению Закона). Все индийские тексты написанные на санскрите можно классифицировать согласно двум понятиям: Смрити и Шрути. Смрити (от санскр. Smrti _ «записанное»). Это понятие обычно используется по отношению к богооткровенным текстам, записанным со слов Бога. Шрути (от санскр. Shruti «услышанное») -- изначально безошибочные ведические писания., Thapar Romila Early India: From the Origins to AD 1300 -- Berkeley, California: University of California Press, 2002. P. 11 Согласно этой классификации Законы Ману подпадают под категорию, записанных и подкреплённых услышанными.

В понимании индийцев это не просто книга. Законы Ману _ это сборник предписаний благочестивому индийцу для исполнения его этического, общественного, и религиозного долга. Этот сборник приписан традицией легендарному прародителю человечества -- Ману.

Датирование текста является очень важным для науки, так как Законы Ману были написаны в период, когда влияние браманов было под угрозой «антиведических» движений, Hopkins Thomas J. The Hindu Religious Tradition -- Belmont, California: Wadsworth Publishing Company, 1971, P. 261. и после распада империй Маурьев и Шунга сложился период социальной нестабильности. Kulke Hermann A History of India -- New York: Barnes & Noble, 1986., P. 85. Таким образом, Законы Ману и другие «Наставления в Дхарме» были, вероятно, реакцией брахманов на угрозы со стороны оппозиции. Hopkins Thomas J. The Hindu Religious Tradition _ Belmont, California: Wadsworth Publishing Company, 1971. PP. 74, 84. В науке утвердилась точка зрения Джорджа Бюлера, что Законы Ману, в том виде, в каком они до нас дошли, сложились во II в. до н. э. -- II в. н. э. The laws of Manu, transl. by G. Buhler, Oxford, 1866, P. XVIIIXLV («Sacred books of the East», vol. XXV). При этом не весь материал, содержащийся в Законах Ману, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми, по его мнению, признаются первая и последняя главы. Из остальных глав наиболее древними считаются главы со второй по шестую, однако в них также встречаются стихи, которые являются, исходя из стиля написания, позднейшими добавлениями. Пандуранг Ваман Кане ограничивал датировку периодом II в. до н. э. _ I в. н. э. P. V. Kane, History of Dharmasastra, vol. I--V, Poona, 1930--1956; vol. I, 1930, PP. 79-85. К. П. Джаясвала указывал ещё более точную дату: 150--120 гг. до н. э. К. P. Jayasvala, Manu and Yajnavalkya, Calcutta, 1930, PP. 46-49. В средние века Законы Ману были неоднократно переписаны и прокомментированы индийскими авторами, что говорит об их большой значимости. До наших дней дошли комментарии Медхатитхи (IX в.), Говиндараджи (XII-XIII вв.), Нараяны (XIV в.), Куллюкабхатты (XV в.), Рагхавананды (XVII-XVIII в.), Нанданы и Рамачандры (XVIII в.), а также анонимный кашмирский комментарий, по-видимому, довольно поздний. Все вышеуказанные комментарии (кроме кашмирского) были собраны в издании: Manavadharmasutram (Institutes of Manu). With the commentaries of Medhatithi, Sarvajuanarayana, Kulluka, Raghavananda, Nandana and Ramachandra and Appendix. Ed. by V. N. Mandlik, vol. I-III, Bombay, 1886. Здесь можно подчеркнуть, что авторы данных комментариев проживали в отличных от времени составления Законов Ману общественных условиях, что не могло не влиять на их творчество, поэтому мнения различных индийских авторов при толковании отдельных стихов сильно расходятся.

Структура Законов Ману представляется следующим образом: они состоят из 2684 стихов (шлок), разбитых на 12 глав: первая глава описывает представления о происхождении Вселенной, сословий и человеческого общества в целом; вторая глава - нормы жизни в период обучения; третья и четвёртая главы _ нормы жизни семьянина и хозяина дома; пятая глава _ некоторые сакральные нормы; шестая глава _ нормы жизни аскета (отшельника); седьмая глава _ обязанности царя в управлении государством; восьмая глава _ нормы судопроизводства и юридической практики; девятая и десятая главы _ нормы семейных отношений, а так же наказаний за различные преступления и обязанности членов сословий; одиннадцатая глава предписания о покаяниях и обетах для искупления совершённых грехов; двенадцатая глава _ описание воздаяний за дурные дела, совершённые в настоящей жизни, следующих после смерти. Далее мне хотелось бы рассмотреть эти законы на предмет социального устройства и отношений наполняющих социум того времени. Поскольку Законы Ману носят сугубо казуистичный характер, я постараюсь дать наиболее полный объём информации и ссылок на этот источник как на кодекс правил.

Законы Ману выделяют четыре варны: браманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Согласно принадлежности к варнам им следовало: Браманам заниматься обучением и изучением Веды, жертвоприношениями для себя и других, а так же раздачей и получением милостыни. Кшатриям _ быть «воинами духа и тела», то есть изучать Веду, воздерживаться от мирских утех, совершать жертвоприношения, охранять народ и раздавать милостыню. Вайшиям _ изучать Веду, раздавать милостыню, пасти скот, ссужать деньги, торговать и обрабатывать землю. Шудрам _ беспрекословно служить «дваждырождённым» то есть браманам кшатриям и вайшиям. Законы Ману, глава VIII, шлока 410. Законы Ману _ Перевод С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г.Ф.Ильиным - М.: Наука, 1992. Также в Законах Ману упоминаются лица, «презренные даже для отверженных». Законы Ману, глава X, шлока 39 Также указываются семь случаев, превращения в раба (даса - отдельное сословие) _ военнопленный, рождённый в доме, за содержание, подаренный, купленный, в силу наказания, и доставшийся по наследству. Законы Ману, глава VIII, шлока 415 Раб неправоспособен, заключенные им сделки недействительны, то есть фактически это «говорящая вещь». Законы Ману, глава VIII, шлока 163 Дети рабыни это собственность хозяина дома. Законы Ману, глава IХ, шлоки 48-55

Оружие могут носить только кшатрии, другие «дваждырождённые» могут брать в руки оружие только в военное время. Законы Ману, глава VIII, шлока 348 Война считается важным источником процветания государства, что отличается от понимания войны в ведической Индии. Почитается царь _ могущественный воин, добывающий силой то, чего без неё не добыть. Законы Ману, глава VII, шлока 101 Царю по праву первого воителя переходит большая часть награбленного имущества _ земля, золото, серебро, драгоценности, оружие; остальное подлежит дележу среди солдат. Законы Ману, глава VII, шлока 97 Армия выполняет также охранительные функции государственного порядка, для чего воинские отряды помещаются на постой среди «двух, трёх, пяти, а также сотен деревень». Законы Ману, глава VII, шлока 114

Главная задача царя _ охрана его подданных, Законы Ману, глава VII, шлоки 2-3 за что он имеет право назначать им налог, Законы Ману, глава VII, шлока 80 однако он не должен превращать налог в поборы. Законы Ману, глава VII, шлоки 128--129 Также царю вверяется осуществление правосудия, и он пользуется помощью опытных браманов, Законы Ману, глава VIII, шлоки 1, 10 он является так же опекуном всех малолетних, больных и вдовствующих женщин. Законы Ману, глава VIII, шлоки 27-28 Царю предписывается почтительно относиться к браманам, знающим Веды, советоваться с ними и поступать согласно их совету. Законы Ману, глава VII, шлока 37 Царь также имеет право назначать и освобождать от должности должностных лиц и соответственно контролировать их деятельность. Законы Ману, глава VII, шлоки 54-63, 81

Царь обязан для каждой деревни назначить старосту, а для десяти, двадцати, ста и тысячи деревень _ управленца. Законы Ману, глава VII, шлока 115

Судебная инстанция представляет собой суд, в который входит царь, браманы и опытные советники, либо назначенный царём браман, который окружён тремя судьями, то есть на лицо различные составы суда. Законы Ману, глава VIII, шлоки 1-10 Толковать нормы права в суде имеет право только брахман, либо в редком случае кшатрий и ещё реже вайшия. Законы Ману, глава VIII, шлоки 1-2, 9-10

Согласно Законам Ману существует 18 поводов к судебному разбирательству: заклад, неуплата долга в срок, неотдача данного, неуплата жалования, нарушение соглашения, продажа чужого, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом, споры о границе земельных участков, участие в торговом или ином объединении, клевета и оскорбление действием, убийство, насилие, прелюбодеяние, кража, брачные отношения, раздел наследства, битье об заклад и игра в кости. Законы Ману, глава VIII, шлоки 4-7

Так же уделяется большое внимание свидетельским показаниям. Свидетель в судебном процессе должен являться равным по социальному статусу той стороне, относительно которой он дает показания (кшатрий против кшатрия, например). Только в случаях тяжких преступлений (убийство, насилие, воровство и др.) свидетели не проверяются тщательно для выявления надёжности. Если надлежащие свидетели отсутствуют, то разрешается принимать свидетельские показания от ребенка, родственника, женщины, старика, раба и ученика (в отношении учителя). Законы Ману, глава VIII, шлоки 63-72

В Законах Ману упоминается о сроке давности пользования или владения вещью, после которого она становится собственностью. Данный срок составляет 10 лет. Однако правило это не распространяется на залоги и вклады. Законы Ману, глава VIII, шлока 149 Согласно Законам Ману существует семь законных способов приобретения имущества: передача по наследству (1), дарение (2), покупка (3), ростовщичество (4), награда за исполнение работы (5), завоевание (6), а также получение вещи в качестве милостыни (7). Законы Ману, глава Х, шлока 115 Первые три способа доступны всем сословиям, четвёртый и пятый _ только вайшиям, шестой _ только кшатриям, седьмой был привилегией только браманов.

Всеми недействительными сделками считаются те, которые совершены обманом или насильно, пьяным или безумным человеком, так же находившимся в состоянии гнева, горя, а так же рабом, стариком или ребёнком. Законы Ману, глава VIII, шлоки 163--165

Наёмный труд считается неприемлемым для высших сословий, так как услужение является образом жизни, подобным собачьему (собачки служат), а уж браману следует его избегать в принципе. Законы Ману, глава IV, шлока 4 Наёмного работника, не выполнившего работу, штрафуют. Законы Ману, глава VIII, шлока 215 Даже в случае его болезни, плата за наём просто не выплачивалась, если работа была не полностью или некачественно выполнена. Законы Ману, глава VIII, шлока 217

В Законах Ману брачно-семейным отношениям или Дхарме жён и мужей в основном посвящены главы III и IX.

В этих главах выделяется восемь форм брака, которые распространены в Индии. Первые четыре, поощряемые браманами, включали дарение отцом наделённой драгоценностями дочери жениху (с приданным), Законы Ману, глава III, шлока 27 вручение дочери жрецу, когда он исполняет обряд, (освящение замужества) Законы Ману, глава III, шлока 28 вручение отцом дочери жениху после получения от него быка и коровы или двух пар (подарок отцу) Законы Ману, глава III, шлока 29 и вручение отцом дочери жениху после слов: «Исполняйте дхарму вместе» (благословение). Законы Ману, глава III, шлока 30 Другие или дурные виды включают покупку невесты, Законы Ману, глава III, шлока 31 добровольный союз жениха и невесты без согласия родителей, Законы Ману, глава III, шлока 32 похищение невесты Законы Ману, глава III, шлока 33 и самый худший вид _ насилие над девушкой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или над безумной девушкой. Законы Ману, глава III, шлока 34 Не запрещается брать в жёны несовершеннолетних. Законы Ману, глава IХ, шлока 88 Многожёнство не поощряется, но муж имеет право взять замуж вторую жену, если первая склонна к пьянству, злобе или расточительству. Законы Ману, глава IХ, шлока 80

Браки между различными сословиями не поощряются, но возможны, если муж принадлежит к более высокому сословию, чем жена, но дети в этом случае неравны в своих правах на наследство, к примеру, сын «шудрянки» и «дваждырождённого» не имеет права на наследство, кроме того, что даёт ему отец по завещанию. Законы Ману, глава IХ, шлока 155

Женщина должна всю жизнь находиться под защитой мужчины (отца _ в детстве, мужа _ в молодости, сына _ в старости). Законы Ману, глава IХ, шлоки 2-3 Главное её назначение _ рождение и воспитание детей, особенно сыновей. Законным отцом ребенка считается муж матери, независимо от того, кто им был фактически. Законы Ману, глава IХ, шлоки 48-55 Продажа детей, жены и родственников не считается возможной, но является грехом, но даже проданная жена не освобождается от мужа. Законы Ману, глава IХ, шлока 46 В случае, если жена не рожает детей, муж имеет право взять новую жену через 8 лет, если рожает детей мертвыми -- через 10 лет, если рожает только девочек -- через 11 лет. В случае грубости жены муж имеет право взять новую немедленно. Законы Ману, глава IХ, шлока 81

Жёна, потерявшая мужа, не имеет права повторно выйти замуж, но в случае смерти мужа, который был бездетен, жена по требованию родственников должна родить от его брата или другого близкого человека. Законы Ману, глава IХ, шлоки 59-65

Согласно Законам Ману Великими Грехами являются убийство брамана, кража, пьянство, прелюбодеяние с женой учителя, а также сообщество с грешником такого сорта. Законы Ману, глава ХI, шлока 55 Санкциями за эти преступления являются наказания вплоть до полной конфискации собственности и изгнания из страны, однако сообщество с Великим грешником не относится к числу преступлений. Законы Ману, глава IХ, шлока 235

Убийца освобождается от наказания, если налицо факт его самозащиты при охране им жертвенных даров, женщин и браманов. При этом значения не имеет, кем был убитый: учителем, ребёнком, стариком или браманом. Убийство убийцы также не является грехом. Законы Ману, глава IХ, шлоки 349--351

Степень наказания зависит от сословия виновного человека. Человек нанёсший оскорбление словом или действием равному себе по положению или представителю низшего сословия облагается штрафом, но если оскорбитель _ Шудра а оскорблённый _ «дваждырождённый» санкцией будет калечащее телесное наказание -- отрезание губ, языка, рук, ног или даже кастрация. Законы Ману, глава VIII, шлоки 270--280

Прелюбодеяние считается тяжким преступлением. Согласно Законам Ману люди, домогавшиеся чужих жён, должны был изгнаны царём или подвергнуты наказанию, внушающему трепет, Законы Ману, глава VIII, шлока 352 к прелюбодеянию относятся так же услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе, то есть вероятное прелюбодеяние. Законы Ману, глава VIII, шлока 357 Все, кроме браманов, подвергаются за всё вышеуказанное смертной казни. Законы Ману, глава VIII, шлока 359 Тем не менее, проституция жены с согласия мужа не наказывается. Законы Ману, глава VIII, шлока 362 Лишение чести девушки против её воли так же влечёт за собой различные не калечащие телесные наказания и отрезание пальцев, если преступник не равен по сословию с потерпевшей. Человек равный по сословию ограничивается весомым денежным штрафом. Законы Ману, глава VIII, шлоки 364--367 Неверную жену должно затравить собаками, а её сожителя -- сожжению на раскалённом железном ложе. Законы Ману, глава VIII, шлоки 371--372 За преступное сожительство со свободной женщиной также накладывается наказание в зависимости от сословия мужчины. Законы Ману, глава VIII, шлоки 374--379

Сбор кореньев, плодов, дров и травы в качестве корма скоту не являются преступлением. Законы Ману, глава VIII, шлоки 339, 341 Похищение родовитых людей, в особенности женщин, так же как и самых качественных драгоценных камней наказывается смертной казнью, а за воровство коров полагается отсечение половины ноги (видимо по колено). Законы Ману, глава VIII, шлоки 323-324

Для царя тоже предусматривается ряд наказаний: заточение, заковывание в цепи и различные виды телесных наказаний. К браманам смертная казнь не применяется. Вместо смертной казни используются так называемые порочащие и позорящие наказания, поскольку для брамана значительно страшнее быть опозоренным или опороченным, нежели подвергнутым смертной казни.

Таким образом, из всего выше мной сказанного, Законы Ману в целом представляют собой достаточно структурированный, систематизированный, сборник правовых, этических, нравственных, культурных норм не лишённый логики, обладающий яркой окраской его эпохи и весомый в рамках того времени пространства и социума как главных обстоятельств реализации этих норм.

Делись добром ;)