Православное учение о Пресвятой Богородице

реферат

3.2 Употребление имени "Богородица" в Древней Церкви (II-III вв.)

От святых Апостолов наименование Пресвятой Девы Богородицей было передано верующим благодаря Церковному Преданию. Оно встречается в писаниях мужей апостольских, апологетов и других отцов Церкви.

Название Божией Матери Богородицей можно встретить в творениях святых Дионисия Александрийского, Кирилла Иерусалимского, и в особенности у Александра Александрийского.

В послании св. Дионисия к Павлу Самосатскому, встречается такое выражение: "Скажу, почему ты называешь Христа отличным человеком, а не Богом истинным и, наравне с Отцем и Святым Духом, от всей твари прославляемым, воплотившимся от Святой Девы Богородицы Марии" Цит. по: Алексей (Ржаницын), архим. Указ соч.С. 31. .

В слове святого Кирилла Иерусалимского на Сретение Господне читаем: "Ныне Небесный Жених с Богоматерию, брачным Своим чертогом, приходит во храм" Цит. по: Алексей (Ржаницын), архим. Указ соч.С. 31. .

Особенно важное свидетельство встречается в послании Александра, епископа Александрийского к Константинопольскому епископу Александру. В этом послании святой Александр, заключая свое исповедание, пишет:

"Знаем Воскресение из мертвых, которое первоначально явил на Себе Господь наш Иисус Христос, Который, восприняв истинно, а не призрачно, тело от Богородицы Марии, по исполнении веков пришел к роду человеческому, для истребления греха" Цит. по: Алексей (Ржаницын), архим. Указ соч.С. 31. .

Еще Ориген в своем толковании на Послание апостола Павла к Римлянам пишет, что Святая Дева именуется Богородицей Там же.С. 32. .

Святой Игнатий Богоносец в своих послания говорит о Святой Деве, когда ведет речь о таинстве воплощении Христа именуя Ее Богородицей в том смысле, что она в чреве носила Бога: "Бог наш Иисус Христос был во чреве Марии, по устроению Божиему, от семени Давидова, но вместе и от Духа Святаго; Он родился и крестился" Писание мужей Апостольских. Рига: Латвийское Библейское общество, 1994.С. 277. .

Эту же мысль продолжает святой Иустин Философ, в разговоре с Трифоном Иудеем упомянув, что по пророчеству Исайи "надлежало Богу родиться от Девы", Мученик Иустин Философ. Указ соч.С. 172-173. - говорит: "Знаем, что Он есть первородный Сын Божий, рожденный от Отца прежде всякой твари" (Кол.1, 15). Иустин говорит, что Христос является как Богом, так и Сыном Патриархов, поскольку воплотился от Девы, Которая мела происхождение от Патриархов. Он стал человеком немощным подобно нам кроме греха, сам Он именовал Себя Сыном человеческим (Лк.9, 22), потому что родился от Девы, Которая была из рода Давида, Иакова, Исаака и Авраама Там же.С. 173. В словах: "Бог, первородный Сын Божий", - заключается та мысль, что эта Дева Матерь есть в собственном смысле Богородица.

Исходя из этих раннехристианских свидетельств Отцов и писателей Церкви, мы ясно видим древность почитания Божией Матери и неоспоримость наименования Ее Богородицей.

Делись добром ;)