Православное учение о Пресвятой Богородице

реферат

5. Отступление Римо-Католической Церкви от православного почитания Богородицы. Мариологические догматы

Православное Предание исполнено сознанием непричастности Божией Матери к какому-либо греху, кроме первородного. Оговорка эта не случайна.

Почитание Богородицы в течение первого тысячелетия христианской истории развивалось параллельно на Востоке и на Западе. Однако во втором тысячелетии мариологический догмат в Католической Церкви был облечен в такие богословские формы, которые оказались чужды православной традиции.

В 1854 году папа Пий IX буллой "Ineffabilis Deus" утвердил догмат о непорочном зачатии Девы Марии (Maria Immaculta), который гласит: " Дева Мария была с самого первого момента Своего Зачатия особой благодатью… Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа… сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха" Цит. по: Православная энциклопедия. Том V. // Богородица.С. 499. . Согласно этому учению, Божией Матери в силу будущих заслуг Ее Сына была дана особая привилегия - быть свободной от первородного греха.

Это учение развивалось в Католической Церкви в течение длительного времени. "Не должно думать, что догмат о зачатии Божией Матери вне первородного греха есть современная новость у латинян. В настоящее время догмат только принят официально, провозглашен папою" Свят. Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь.Т. 3. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004.С. 681. , - говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). Основным сторонником этого учения был Иоанн Дунс Скотт, впоследствии его поддержали францисканцы. Однако были и решительные противники среди авторитетных католических богословов, например: Бернард Клервосский, Александр Гэльский, Бонавентура, Альберт Великий, Фома Аквинский, а также монашеский орден доминиканцев. Впрочем, с течением времени число последователей увеличивалось, а противников становилось все меньше.

После утверждения Католической Церковью этого учения в качестве догмата, Православной Церковь осудила и отвергла его, как противное Православной вере. Святая Апостольская Вселенская Церковь исповедует, что Богородица зачалась и родилась естественным путем от святых Иоакима и Анны. "Это означает, что Ее зачатие подвержено первородному греху. Святое Откровение нигде не называет Святую Деву Марию первородной Божией дочерью; нигде не выделяет Ее из человеческого рода по Ее естеству, зачатию и рождению; нигде не упоминает о сверхъестественном характере Ее зачатия и рождения. Родив Спасителя мира, Бога и Господа Иисуса Христа, Святая Дева по причине этого и благодаря этому сделалась славнее не только всех людей, но и Славнейшей всех Серафимов и Честнейшей всех Херувимов". Собрание творений преподобного Иустина (Поповича).С. 501. В православном мировоззрении Дева Мария понесла в своей природе все последствия грехопадения, но осталась непричастной ко греху ни в помыслах, ни в делах. Она являет собой то состояние человека, которое ожидает его по воскресении.

Если предположить, что Богородица не истинный член человеческого рода, то Ее происхождение должно быть сверхъестественным, Божественным, но тогда человечество не могло бы действительно соединиться со Сыном Божиим, а Господь Иисус Христос не мог бы быть реальным представителем человеческого рода. Также такое толкование (спасение в счет будущих заслуг) проникнуто духом юридизма. И непонятно, почему эта возможность спасения (еще до пришествия Христа в мир) не могла быть распространена на других людей.

Возникновение и развитие учения о непорочном зачатии Божией Матери было прямым следствием того понимания первородного греха как наследственной вины, которое утвердилось на Западе со времен блаженного Августина.

Догматическим продолжением догмата о непорочном зачатии Богородицы является догмат о вознесении Пресвятой Богородицы на небо. Этот догмат был утвержден папой Пием XII в 1950 году. Он гласит: "Непорочная Матерь Божия, Приснодева Мария, закончив путь Своей земной жизни, была взята с телом и душой в Небесную Славу… Поскольку Он (Христос) мог оказать Ей эту великую честь, сохранив Ее от тления и смерти, следует верить, что Он это сделал" Цит. по: Православная энциклопедия. Том V. // Богородица.С. 500. .

Православные и католики в понимании посмертной судьбы Пресвятой Богородицы сходятся в том, что Она вместе с телом была вознесена на небо. Однако на Западе акцент делается не на кончину Божией Матери, а на Ее вознесение в небесную славу. Относительно смерти Девы Марии в католическом богословии существует два мнения: морталистов и имморталистов. Первые утверждают, что смерть не имела власти над Богородицей, и поэтому Она добровольно умерла и затем была вознесена на небо. Имморталисты же считают, что поскольку Богородица была неподвластна первородному греху, Она вообще не могла умереть и была сразу вознесена на небо.

В отличие от католиков, православные празднуют не взятие Девы Марии на небо, а Ее Успение. Православная Церковь верит в то, что Господь сохранил тело Богородицы от тления, однако исповедует, что Она умерла как обычный человек. Это учение о вознесении Пресвятой Богородицы в Православии никогда не догматизировалось в отличии от католичества. Тем не менее вера в это событие является неотъемлемой частью Предания Православной Церкви.

Если же считаться вместе с морталистами с фактом смерти Пресвятой Девы, то остается только провозгласить смерть Богородицы искупительной, а саму Святую Деву - искупительницей или соискупительницей, как об этом уже говорят и пишут и к чему склоняется современная католическая мариология. Этот вывод находится в исключительном, противоречии с Православным Преданием, потому что может создать ложное представление о том, что в деле искупления человеческого рода была равная доля участия Христа и Божией Матери.

Делись добром ;)