Православные монастыри и монахи

реферат

Глава 3. История монастырей Сибири

Краткая история Свято-Николаевского монастыря

Николаевский мужской монастырь находится на краю города на довольно возвышенном месте в устье речек Свияги и Калачика, впадающих в Туру.

Основание монастыря относится к 1604 году. Основателем его был инок Иона. В 1604 г. он испросил позволение у царя Бориса Годунова на построение храма во имя Св. Николая Чудотворца с приделом во имя Св. Бориса и Глеба. Согласно царской грамоты, присланной на имя верхотурского воеводы Плещеева и головы Хлопова, Иона был обеспечен иконами, церковной утварью, богослужебными книгами (евангелие, псалтырь, часовник, служебник и др., присланы были 2 колокола, весу в них 2 пуда 22 гривенки, кадило, потир), кроме этого велено было верхотурскому воеводе дать в новоустроенный храм 15 гривен воску, полторы гривенки ладану и полведра церковного вина. Назначено жалованье - 3 рубля дьячку и Ионе - 6 рублей.

В 1608 г. по царской грамоте от Василия Шуйского был Ионе разрешен отпуск леса на построение монастырских зданий. До какого времени управлял новоустроенной обителью Иона - неизвестно. В 1620 г. была учреждена Сибирская епархия с епископской кафедрой в г. Тобольске. Первым Сибирским архиепископом был Киприан Старорусенников. Благодаря покровительству царей, в том числе Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, патриарха Филарета Никитича монастырь был огражден от разных нужд и притеснений. И все же до 1704 г. монастырь жил трудно и мало был известен. Причиною оживления обители послужило перенесение мощей Св. Симеона праведного, Верхотурского Чудотворца из села Меркушино в сей монастырь.

Поворотным событием в жизни обители стало обретение мощей Св. Симеона чудотворца. 12 сентября 1704 г. они были перенесены в монастырскую деревянную церковь во имя Покрова пресвятой Богородицы. С этого времени ежегодно 12 сентября в монастыре стало совершаться праздничное богослужение в его память.

Сведений о первом храме Николаевского монастыря, в котором почивали мощи Святого Симеона праведного, не сохранилось. Известно только, что по распоряжению Тобольского губернатора Матвея Петровича Гагарина указом из Сибирской губернской канцелярии предписано было устроить в Верхотурском Николаевском монастыре каменную церковь во имя Св. Николая Чудотворца с 2-мя приделами во имя святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Храм был заложен в 1712 г. по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Иоанна Максимовича. Церковь окончательно устроена и освящена в 1738 г. В Николаевском храме в трапезной половине его, в арке, между храмами - главным и придельным, в серебряной раке и почивали мощи святого Симеона Праведного до 1914 г.

От Никольской церкви в недальнем расстоянии к северу находится каменная Преображенская церковь. Николаевский храм в виду увеличения братии и приходящих богомольцев оказался маловместительным. В силу этого настоятель монастыря архимандрит Афанасий с братиею ходатайствовал перед преосвященным Иустином, епископом Пермским и Екатеринбургским о разрешении постройки 2-го каменного храма. Пермская духовная консистория указом от 3 августа 1821 г. разрешила построить большой каменный храм во имя Преображения Господня с 2-мя приделами: в честь Благовещения Пресвятые Богородицы и Архистратига Божия Михаила с колокольнею. 28 августа 1821 г. церковь была заложена. 30 августа 1834 г. главный Преображенский храм был освящен Высокопреосвященнейшим Аркадием, Архиепископом Пермским и Верхотурским, а 25 июля 1837 г. им же освящены придельные храмы.

За главным клиросом главного Преображенского храма, под полом, в особо устроенном склепе, покоится тело Высокопреосвященнейшего Неофита, архиепископа Пермского и Верхотурского. В 1869 г. над могилою архиепископа Неофита устроена железная с 4-мя чугунными столбами решетка, чугунная доска с надписью о времени и месте кончины архипастыря. В 1877 г. в углублении стены устроен небольшой киот, в котором вставлены по завещанию Неофита его келейные иконы. Под левым клиросом погребен настоятель сего монастыря архимандрит Гавриил.

В 1855 г. над святыми вратами во время настоятельства архимандрита Гавриила по благословенной грамоте, архиепископа Пермского и Верхотурского Неофита заложен ещё один небольшой храм, вернее, работы были закончены в 1856 г., освящен сей храм во имя Св. Праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в 1863 г. архиепископом Неофитом.

С преобразованием монастыря из штатного в общежительный с 1 января 1894 г. быстро стали улучшаться хозяйственные постройки и благоустраиваться существовавшие здесь храмы, а с приходом в связи с этим 3-х валаамских монахов Иова, Арефы и Илии устроилась в лучшем виде и внутренняя жизнь обители на началах и правилах известного Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Вскоре же о. Иов при помощи прибывших с ним с Валаама опытных в духовной жизни иноков о.Арефы и старца Илии ввел прекрасные общежительные порядки. Благодаря умелой деятельности о. Иова и единодушию нового состава братства, Верхотурский монастырь через весьма незначительное время прослыл примерным не только внешним благоустройством, но и духовной жизнью в нём. Духовник монастыря схимонах Илия был так необходим для обучения духовной жизни и братии, и прихожан, к нему обращались за разными советами, которые он преподавал, ограничиваясь краткими, но весьма основательными словами, с простотою и смирением. И его поучения имели весьма сильное воздействие на приходящих к нему с духовными нуждами. Это был высокой жизни Старец-пустынник, скончавшийся в Верхотурском монастыре как великий подвижник 30 ноября 1900 года. Много потрудился для обители архимандрит монастыря Иов, при нём построены были каменные кузницы, баня, книжная лавка, проведен водопровод. Согласно его прошению, по указу Синода от 22 мая 1899 г. уволен на покой по состоянию здоровья в тот же Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Молодой монах Арефа смиренно нес послушание свечепродавца, заведовал монастырской библиотекой, насчитывающей 3500 книг. По увольнении на покой архимандрита Иова о. Арефа был братией монастыря избран настоятелем монастыря с возведением в сан игумена, а 6 мая 1902 возведен в сан архимандрита. Несмотря на кратковременное управление монастырем, успел многое сделать для благоустройства монастыря. При нем устроены 2 громадных каменных жилых здания, начата постройка здания для церковно-приходской школы для глухонемых, возбуждено ходатайство о разрешении нового большого каменного храма. Сам вел жизнь прямо аскетическую. Строгое воздержание и непрестанные труды и заботы несомненно ускорили сокращение дней его жизни. 15 мая 1903 г., имея от роду 38 лет, после продолжительной и тяжелой болезни скончался, погребен на территории монастыря. На Валааме архимандрит Арефа входит в список 15 монахов, возведенных в лик святых. С 11 по 14 сентября 1904 г. монастырь отпраздновал два знаменательных события - 300 летие существования сей обители и 200-летие Св. Пр. Симеона, Верхотурского Чудотворца. В память этих событий 12 сентября 1905 г. был заложен каменный трехпрестольный собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего креста Господня, в год 300-летия славного царствования Богохранимого Дома Романовых был торжественно освящён 11 сентября 1913 года.

После бурных событий 1917 -1920 годов новая власть начала борьбу с церковью. В 1920 г. последний архимандрит Верхотурского монастыря Ксенофонт (в миру Константин Петрович Медведев) был арестован и отправлен на исправительные работы в Екатеринбург за сотрудничество с белой армией Колчака. В 1925 г. он вновь был арестован за распространение антисоветской литературы. После ареста Ксенофонта в 1925 г. монастырь был закрыт. Но монахам удалось организовать скит на заимке Актай. Однако, в 1928 г. и это последнее убежище иноков было разгромлено. В 1920 г. были опечатаны мощи Св. Симеона Верхотурского. В 1929 г. они были изъяты и переданы в Тагильский музей для использования в антирелигиозной работе. Спустя некоторое время мощи Святого Праведного Симеона оказались в запасниках областного краеведческого музея и были возвращены церкви в 1989 г., а в монастырь были перенесены торжественно после реставрации и освящения Преображенского храма 25 сентября 1992 г.

В годы советской власти в монастыре размещалась колония для несовершеннолетних преступников. В 1990 г. Верхотурский Николаевский монастырь был возрожден к духовной жизни. Под руководством наместника монастыря игумена Тихона за короткий срок были восстановлены Надвратная церковь, Преображенский храм, настоятельский корпус, книжно-иконная лавка, частично братский корпус, гостиница для паломников, проведены работы по очистке от хлама Крестовоздвиженского собора. Важнейшим событием в монастыре стал день 25 сентября 1992 г., когда из Екатеринбурга в храм Преображения Господня были перенесены мощи Св. Симеона Праведного, стала возрождаться традиция паломничества - 1994 г. был годом прославления местночтимых подвижников веры и благочестия Преподобного Арефы Верхотурского и блаженных Иоанна и Косьмы Верхотурских, мощи которых покоятся в Николаевском и женском Покровском монастырях. В 1996 г начала работать в монастыре воскресная школа, для чего было отреставрировано бывшее общежитие для детей церковно-приходской школы. Сегодня завершаются работы по реставрации Крестовоздвиженского собора, приведены в надлежащий порядок монашеские захоронения. Сегодня в монастыре проживает более 20 монахов (для сравнения до 1917 г. - 32 монаха, 18 послушников, 123 - проживающих по паспортам, 15 малолетних и певцов, всего 188 человек).

История Томский (мужского) Монастыря Богородице-Алексеевский

Точная дата основания монастыря неизвестна. В "Кратком показании о бывших в Сибири воеводах и пр." (Тобольск, 1792) говорится, что Томский Алексеевский монастырь построен в 1663 году на основании грамоты царя Алексея Михайловича старцем Ефремом. Однако по мнению одного из первых томских краеведов князя Н.А. Кострова монастырь был основан в 1605 году, вскоре после возникновения самого города, близ Томского острога. В 1656 году единственная монастырская церковь сгорела. Краевед высказывает предположение, что она была подожжена киргизами. Дело в том, что сразу же, как только в 1604 году был построен Томск, на него начались нападения местных народов: с юга - белых и черных калмыков, с запада - телеутов, с востока - енисейских киргизов. Всякий раз объединяясь, они осаждали город вплоть до начала 18 века. Поэтому можно предположить, что первые строения монастыря стояли находились на том самом месте, где киргизы стояли во время многонедельных осад Томска - в пойме речек Большой и Малой Киргизок, в результате чего и произошло их название. В 1658 году монастырь был перенесен на более удобное место близ Томска, на берег речки Ушайки и его строителем был Исайя с братией. Это подтверждается актами, хранящимися в Алексеевском монастыре. Во времена Н. Кострова там также хранился старинный деревянный крест с изображением на одной стороне распятия, а на другой - образа Казанской Божией Матери и преподобного Алексея человека Божия, ранее стоявший на месте Усть-Киргизского монастыря, с надписью, что этот крест "устроен 7170 г. (1662 г.) Сентября 1-го дня по вере и обещанию Томского монастыря обители Алексея человека Божия Строителем Исайи с братией на Киргизку на старое место церкви Пресвятой Богородицы Казанской, при Преосвященном Симеоне, Архиепископе Сибирском и Тобольском".

Новое место для закладки и строительства монастыря было выбрано на Юрточной горе. Строительство закончилось в 1663 году. Отсюда и возникла эта дата в "Кратком показании о бывших в Сибири воеводах и пр.".

Делись добром ;)