Предпосылки Раскола русской православной церкви

курсовая работа

1.3 Ересь жидовствующих

Многогранное религиозное движение, известное под этим именем, возникло в последней четверти XV века является весьма интересным. По социальной основе это движение было даже шире стригольничества и несравненно более могучим.

«О радикальном характере взглядов новгородских еретиков, свойственном плебейскому направлению средневековых ересей, можно судить по обвинениям их гонителей. Согласно Геннадию, главному борцу с жидовствующими, архиепископу Новгородскому, еретики отрицали божественность Христа и Богоматери, признавали только Ветхий Завет, не верили в чудотворцев, не хотели поклоняться кресту». Зимин, А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий: (Очерки социал.-полит. истории) / Зимин Александр Александрович. - М.: Мысль, 1982. - С. 85. «Они отрицали видимую церковь, монашество, культ икон и мощей. Это уже была тень реформации, осенившей своим крылом смежную с Западной Европой часть древней Руси». Карташев, А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1: Карташев Антон Владимирович. - М.: Эксмо, 2006. - С. 503.

В лице жидовствующих мы имеем дело со сложным и широким явлением, сыгравшим немаловажную роль в событиях конца 15 - начала 16 века. Возникнув в Новгороде, ересь, по словам Иосифа Волоцкого; «проникла в Москву, ко двору самого князя, заразила самого митрополита Зосиму и перекинулась в заволжские монашеские скиты»Эл.ресурс : http://www.krotov.info/acts/16/1/1505pros_rus.html..

Схария, как пишет Волоцкий, «был … орудием диавола ? был … обучен всякому злодейскому изобретению: чародейству и чернокнижию, звездочетству и астрологии. Схария «прельстил сначала попа Дениса и соблазнил его в жидовство; Денис же привел к нему протопопа Алексея, служившего тогда на Михайловской улице, и этот также отступил от непорочной и истинной христианской веры». Эл.ресурс : http://www.krotov.info/acts/16/1/1505pros_rus.html

Схария и его товарищи учили, что истинный Бог есть един и не имеет ни Сына, ни Святого Духа, Единосущных и сопрестольных Ему, то есть нет Пресвятой Троицы. Истинный Христос, или обетованный Мессия, еще не пришел и когда придет, то наречется Сыном Божиим не по естеству, а по благодати, как Моисей, Давид и другие пророки; Христос же, в Которого веруют христиане, не есть Сын Божий, воплотившийся и истинный Мессия, а есть простой человек, который распят иудеями, умер и истлел во гробе. И потому должно содержать веру иудейскую как истинную, данную Самим Богом, и отвергать веру христианскую как ложную, данную человеком.

«Магия и чернокнижие, астрология и оккультные знания были привлекательной приманкой, как всякая сфера чудесного, после чего люди становились податливы на всякого рода критицизм и рационализм в реформационном духе. Характерной для ереси чертой является соблазн общего вольнодумства; ослепление примитивов новинками рационализма и неведомого дотоле якобы научного знания. Это типичное переживание европейского человека, вырывавшегося из средневековья в жизнерадостный и светлый мир Возрождения. Первый же борец против жидовства, архиепископ Геннадий, обращаясь к собору XIV90 года, предупреждает, что людям, неосведомленным в новой литературе, опасно состязаться с жидовствующими на теоретической почве». Карташев, А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1: Карташев Антон Владимирович. - М.: Эксмо, 2006. - С. 502-503.

Итак, Собор состоялся. Еретики все-таки достигли того, что соборное осуждение не было радикальным. Геннадий требовал разыскать и осудить всех еретиков. А великий князь приказал окончить дело только о тех новгородских еретиках, которые фигурировали в розыске Геннадия. К ним присоединили еще двух лиц, которых очевидно уже никак нельзя было укрыть: протопоп Денис и чернец Захар. Протопоп Алексей к тому времени уже умер. Таким образом, расследовались дела девяти еретиков: Захара, Дениса, протопопа Гавриила, попов Максима и Василия, дьякона Макара, дьяков Гриди, Васюка и Самухи.

Геннадий приказал посадить еретиков за сорок поприщ до Новгорода на коней, и каждого лицом к хвосту, в одежде, перевернутой передом назад, также надеть на их головы берестовые остроконечные шлемы, точно такие же, в каких изображаются бесы, с мочальными кистями, с венцами из соломы, и сена и с надписью на шлемах: «Се есть сатанино воинство». В таком виде осужденные водимы были по городу, и встречающиеся плевали на них и говорили: «Се враги Божии и хульники христианские». Наконец шлемы на их головах были сожжены». Эл.ресурс //http://www.magister.msk.ru/library/history/makary/mak3202.htm#number2

Так с робким началом становления свободомыслия на Руси было наконец покончено. Одиночек?еретиков вновь продолжали жечь, особенно активно в этом отношении альянс Церкви и государства преуспел во второй половине XVII века, когда ему пришлось иметь дело со старообрядчеством.

Делись добром ;)