logo
Преодоление смерти в религии Шумера

1. Религия шумеров

Шумерская мифология гласит о том, что управлением всего мира бы вверено пантеону антропоморфных богов, которые имели власть управлять стихиями. Шумеры называли своих богов дингир. Но эти боги, хоть и имеют свое первоначало, по мифологии это бог Ан - покровителем небес. Однако позже все первенство переходит «повелителю ветра» - Энлилю, который впоследствии хочет навести на землю потоп, дабы убить человечество, которое мешало богу своим шумом. Ан вовсе был безразличным богом, которого не интересовала жизнь и судьба человека, но однако был суров в своих наказаниях за провинности шумеров перед ним. Вообще, боги древних шумеров были отдалены от человека, и даже можно сказать, бессердечны в своих действиях по отношению к человеку.

В религии древних шумеров, так же есть понятие рая, но к большому сожалению, он создан только для богов, а участь человека насладиться благами этой временной жизни и посвящение своей жизни служению богам, которые в свою очередь нуждались в пище и одежде. Мардук решил сотворить человека, чтобы "возложить на него служение богам, для их облегчения". А после смерти брести тенью в бесконечной пустоте. Но история шумеров, знает только одного человека, который был удостоен вечной жизни. Его зовут Утнапишти, что в переводе с шумерского обозначает «нашел дыхание». Человек, который спасся от потопа, учиненного самими богами. Но не все боги были единомысленны в этом убийстве человечества, нашелся один бог, который решил помочь сохранить жизнь человека на земле, это был милостивый Энки, он помог Утнапиште соорудить ковчег, в котором спасся он со своей женой и пары животных.

Предполагалось, что это Энки наполняет реку Тигр чистыми перстными водами, рыбой и водорослями, использовавшимися для изготовления специй. Не мало легенд и сказаний сохранилось у шумерской народности о загробной мире, который именовался как «страной без возврата», название которого говорит о безысходности человека и его участи после смерти. Выглядел он приблизительно таким образом: умершие проходили через семь ворот подземного мира, где их встречал привратник Нети. Границей подземного мира являлась река, поглощавшая людей, через которую оных переправлял Ур-Шанаби, перевозчик на лодке. Условия для человека, умершего своей смертью, были весьма не завидными.

Хлеб для него был всегда черствый, вода не вкусная, а дни были суровы, касалась такая участь даже тех людей, которые настрадались во время своей земной жизни. Не удивительным становиться тот факт, что такая загробная жизнь не обрадует ни бедного ни богатого, отсюда можно наблюдать, что нашелся в мифологии шумеров человек, который решил бросить вызов богам, и не захотел проводить свою жизнь в русле уныния загробной жизни. Этого человека звали Гильгамеш.