Пресвитер и его служение в поместной церкви

дипломная работа

1.3.4 Церковная дисциплина

Церковная дисциплина является одной из самых неприятных обязанностей пресвитера, так как церковная дисциплина несет много огорчений, как для пресвитера, так и для верующих, исправляемых и вразумляемых через дисциплину. Ап. Павел в 2 Кор.2,4 говорит: «От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам». Этот текст Писания говорит о том, что Ап. Павел не закрывал глаза на грехи и проблемы в Коринфской церкви, но неустанно вразумлял их через послания. По объему написанных писем, которые Павел писал разным церквам, Коринфская церковь является явным лидером. Это обстоятельство говорит о том, что Ап. Павел не относился безразлично к увещеванию и исправлению согрешающих. Поэтому современный пресвитер церкви не имеет права уклоняться от тех церковных проблем, которые требуют его прямого вмешательства. Жан Кальвин, говоря о разнице пресвитерского и учительского служения, сказал: «Различие между этими двумя служениями я усматриваю в том, что учителя не обязаны заботиться о дисциплине, совершать таинства, увещевать и исправлять верующих, а должны заниматься исключительно изложением Евангелия, чтобы обеспечить неизменную сохранность чистоты и целостности учения в Церкви. Между тем, пастырское служение включает все перечисленные выше обязанности». (10,53). Некоторые пресвитеры, в силу разных обстоятельств, не занимаются дисциплиной в церкви. Кто-то считает, что это не его обязанность. Кто-то говорит, что это жестоко, мы, якобы не должны судить друг друга, но любить. Но мы видим, как Ап. Павел реагирует на грех в церкви 1 Кор.5, 12 - 13: «Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас». Этот текст говорит о том, что вся церковь, а не только пресвитер должны адекватно реагировать на грех внутри церкви, и в этом нет жестокости и бесчеловечности, т.к. целью имеется спасение духа согрешающего» 1 Кор. 5, 5.

Ж. Кальвин, говоря о необходимости дисциплины в церкви, сказал: «Так как некоторые люди настольно ненавидят дисциплину, что самое имя ее внушает им ужас, нужно показать им их неправоту. Если ни одно сообщество, ни один дом, как бы малы они не были, не в состоянии существовать без дисциплины, то гораздо потребнее она в церкви, которая должна быть устроена лучше любого хорошего дела и любого сообщества». (10,219).

Итак, целью дисциплины в церкви всегда должно являться устроение церкви, а не ее разрушение. Некоторые пресвитеры, впадая в другую крайность, используют церковную дисциплину как кнут, забывая о милосердии и снисхождении. В такой церкви очень много раненых людей, но не исцеленных. Все держится на страхе, а не на любви и уважении. Иоанн Златоуст говорит: «Христианам преимущественно перед всеми запрещается насилием исправлять впадающих в грехи.… Определять наказание по мере грехов должно не просто, но соображаясь с расположением грешников, чтобы, зашивая разрыв, не сделать большей прорехи, и стараясь поднять падшего, не причинить еще большего падения». (14, 416).

Поэтому пресвитер должен с большой мудростью и осторожностью практиковать дисциплину в церкви, чтобы, как говорит Ап. Павел, исправляемые верующие имели печаль ради Бога к покаянию, а не печаль мирскую, производящую смерть.

Делись добром ;)