Причины распространения богомильства в Болгарии

реферат

3. Источники богомильства

Богомильство появляется в Болгарии в 10 веке, но на его появление большое влияние оказали следующие факторы:

Распространение ереси павликанства

Распространение ереси мессалианства

распространение апокрифической литературы

усиление феодального гнета

Павликанство появляется в 7 веке в византийской Армении, в условиях становления феодализма, и начала закрепощения крестьян. Павликанство имело много общего с манихейством: придерживались дуалистических представлений о мире и человеке. Согласно павликанству небесный мир и человеческая душа созданы богом, тогда как видимый мир и тело человека - дьяволом. Этот постулат ляжет в основу богомильского аскетизма впоследствии. Далее, они считали, что добро и зло находятся в постоянной борьбе, которая не имеет ни начала ни конца. Этот тезис тоже нашел отражение в богомильстве, которое было всё же, не смотря на учение об аскетизме, активным пропагандистским течением, выступавшим против царской власти и усилившегося феодального гнёта. В богомильстве сказано, что богатые никогда не попадут в рай, следовательно, они - есть зло. Именно этот постулат позволил обосновать законность пропагандистской политики богомилов. Поскольку зло и добро сражаются всегда, то логично, что это добро должно существовать, должно быть так же реально, как и зло, олицетворенное, в конкретном случае, царем и феодалами. Олицетворением добра, соответственно, автоматически становились богомилы. Идея непринятия существующего государства и политики, направленной против властей, была воспринята именно из учения павликанства, идеалом которых было возрождение древних христианских общин, возращение к коллективному производству и коллективной политике. За счет этих идей, и за счет того, что павликанство отвечало мечтам о лучшей жизни крестьян, оно нашло признание среди народа.

Кроме павликанства, значительное влияние на развитие богомильства оказало мессалианство. Это учение возникло в Малой Азии в 3 веке н.э. Мессалиане так же были склонны к дуалистическому видению мира, хотя и не в столь резких формах, как в павликанстве. Согласно учению массалиан, на земле имеется множество демонов, для которых одним из самых любимых обиталищ является человеческая душа. Чтобы изгнать этих злых духов, которые побуждают людей совершать преступления и грехи, необходимо, согласно учению мессалиан, много молиться, вести аскетический образ жизни, избегать мирских утех. Человек, живущий по данным правилам, становится "одухотворенным", освобождаясь от действия злых сил, и готов, таким образом, вступить в царстве небесное. Основным моментом в мессалианской философии является сотериологический момент - вопрос о спасении души и достижении блаженства в будущей жизни. Мессалиане говорили о неизбежности. Из этого учения постулат об аскетизме нашел признание в среде богомилов. Изначально богомильство заимствовало эсхотологизм и абсолютный дуализм, но с течением времени его крайние формы были смягчены.

Под влиянием православия часть еретиков пришла к убеждению, что победит в конце концов добрая сила. Именно этот смягченный дуализм, основанный на более светлом, оптимистическом мировоззрении, характерен для учения богомилов в том его виде, в каком оно изложено в "Тайной книге", а также в сочинении Зигабена. Однако, поскольку среди богомилов были и приверженцы абсолютного дуализма, в богомильстве образовалось два основных течения, о чем свидетельствуют памятники XI века.

В 9-11 веках ересь павликанства и мессалианства распространяется из малой Азии, где она появилась в европейские владения Византии. А отсюда - в Болгарию.

Следующий источник - апокрифическая литература стала проникать на территорию Болгарии после принятия христианства вместе с каноническими источниками. Интересен тот факт, что распространителями этой литературы были не только еретики, но и священнослужители. Апокрифическая литература может быть разделена на 2 категории. Апокрифы первой группы имеют весьма древнее происхождение. Составление их относится к первым векам нашей эры, некоторые даже древнее христианства, такие, как"Видение Исайи" (2-3 века н. э), "Книга Еноха" (1-2 век до н. э), "Откровение Варуха" (1 в н. э), апокрифический Апокалипсис Иоанна (5-6 вв. н. э). Апокрифы второй группы были созданы под воздействием богомильского учения проповедниками и последователями богомильства. Эти апокрифы относятся к 11 - 13 векам.

Прежде всего на богомильство повлияла гностическая тенденция ранних апокрифов. Стремление раскрыть тайны вселенной и человеческого бытия, познать волю бога, которая управляет судьбами мира. Так же, некоторые апокрифы содержат дуалистическое представление, что сказывается особенно сильно в противостовлении духа и материи, тела и души. Это противопоставление выражено особенно сильно в "Видении Исайи". В других апокрифах на первом плане стоят вопросы эсхатологического и сотериологического характера ("Апокалипсис Иоанна").

4. Причины распространения богомильства на территории Болгарии

Богомильство сохранялось в Болгарии достаточно долго, появившись в 10 веке, в эпоху 1 болгарского царства, оно продолжало распространяться в эпоху Византийской экспансии, а так же в период второго болгарского царства. От самого начала до самого конца богомильство являлось общественно-религиозным движением, взаимодействующим с властью самыми различными способами. Хотя в "Тайной книге" говориться, что власть - это зло, но на практике богомилы активно отстаивали этот тезис только в период 1 болгарского царства.

Делись добром ;)