Причины распространения богомильства в Болгарии

реферат

7. Закат богомильства

Закат богомильства приходится на 15 век, когда Болгария была захвачена турками, но начался он гораздо ранее. Собственно, царствование Борила - последний этап активного противодействия богомильства власти и церкви. Царствование Борила закончилось внезапно - его сместил законный принц Иван Асений II, захвативший власть в 1217 году. Своей лояльной, миролюбивой политикой он просто устранил основную идею, которая поддерживала Богомильство веками - идею противостояния. Находясь в постоянной борьбе, богомилы держали себя в тонусе, соблюдали те первоначальные принципы, которые собственно и привели к столь большой популярности течения, а именно: аскетизм и недовольство своим положением, желание противостоять угнетению свободы, экономическим и неэкономическим притеснениям, стремление вернуть и сохранить архаичные устои, традиции жизни. Но теперь всё изменилось. Сам объект их столкновения вдруг изменил свою политику. Главная ошибка богомилов заключалась в том, что они не сопротивлялись самому строю, а хотели лишь улучшить своё положение. Как только им позволили активно развиваться, тут же отпала нужда вести борьбу, поскольку появилась возможность улучшать свое положение. От богомильства начинают отделяться отдельные части, которые утрачивают свою революционную активную сторону, и в конце - концов оказываются не в состоянии противостоять экономическим проблемам, не потерявших свою актуальность. Острые социальные противоречия, столь характерные для болгарского средневекового общества, на некоторое время теряют свою актуальность в период завоевания Болгарии турками. Был положен конец также произволу феодалов и самодержца, тесно связанного с церковью, произвол, против которого в течение столетий боролись богомилы и их сторонники. Чужеземный поработитель, огнем и мечом прошедший по стране, принес с собой новую религию, с точки зрения которой все христиане в одинаковой степени считались "неверными", и между ними не проводилось никакого различия. Перед лицом опасности должны были прекратиться все те разногласия и конфликты, в, атмосфере которых жил болгарский народ в предыдущие столетия и которые в той или иной степени находили свое выражение в различных формах богомильства. Классовая ненависть, разделявшая население, пропасть между боярами и высшим духовенством, с одной стороны, и закрепощенными крестьянами - с другой, - все это в данный период отошло на задний план, в результате возникших новых общественных категорий и коренных изменений в политическом, социальном и культурном положении страны.

Для богомильства, которое уже утратило свою прежнюю остроту, и жизненность, при этом сложились чрезвычайно неблагоприятные условия: оно не могло рассчитывать на поддержку со стороны той или иной группы болгарского населения. В период византийского владычества проповеди богомилов, как мы знаем, имели весьма большой успех, так как были, направлены против византийской православной церкви, главной идейной опоры власти эксплуататоров и самодержавия. Теперь, однако, поработитель болгарского народа не принадлежал к православной церкви - Болгарию завоевали мусульмане, вследствие чего борьба против православной церкви теряла всякий смысл. Кроме того, представители высшего духовенства и монашества, против которых в первую очередь выступали богомилы и их приверженцы, уже не принадлежали в данный момент к привилегированному классу, принимавшему участие в управлении. Чувство отвращения и ненависти к церкви, некогда наполнявшее сердце обездоленного народа, мало-помалу исчезало, с изменением социальной и политической действительности изменились и идейно-религиозные настроения людей.

Следовательно, в связи с переломом, наступившим в жизни болгарского государства после завоевания его турками, источники богомильства иссякли. Этот перелом уничтожил те экономические и культурные факторы, под влиянием которых богомильство крепло и развивалось. С начала XV века, то есть с первых лет турецкого ига, в Болгарии почти не встречается никаких упоминаний о богомильстве. Конечно, следы богомильства не могли полностью исчезнуть. Наследием богомилов являются дошедшие до наших дней многочисленные легенды и апокрифы, проникнутые дуалистическим мировоззрением. Следы богомильства сохранились также в географических названиях населенных пунктов, преимущественно в Македонии Некоторое время продолжали существовать сторонники дуалистического мировоззрения, прежде всего фракийские павликиане, позднее переселившиеся в северную Болгарию и перешедшие в католицизм, а также македонские богомилы - кудугеры и торбеши2. Это были, однако, представители "традиционного сектантства" с их неизменной, застывшей системой богословских взглядов. Подобные секты были далеки от реальной жизни.

Делись добром ;)