Проблемы общения, любви и одиночества в христианской психологии

курсовая работа

1.2 История развития психологии религии как отрасли религиоведения

Религиоведение складывалось, начиная с XIX века, как относительно самостоятельная область знания, которые накапливались в течение веков на стыке общей и социальной философии, социологии, психологии и других наук. Открытие новых континентов и народов, живущих не только ныне, но и проживающих в прошлом обнаружило многообразие форм и типов религии, в том числе и такие, которые ранее практически не были известны, что позволило накопить достаточно материала о религиях Бигнова М.Р. История и теория религии. Учебное пособие в двух томах. Т. 1. - Уфа, 2009. - 45 с. .

В 1830 году Ж.Ф. Шампольон написал работу, где были использованы древнеегипетские тексты для описания основных направлений египетской религии.

Специалистами по санскриту были отмечены сходства между индийскими мифами и греческими, римскими и библейскими. Так получило распространение сравнительное религиоведение, утвердившее мысль о том, что религия является историческим явлением и не может быть изучена отдельно от истории. Немаловажное влияние на развитие психологии религии оказали философские и психологические традиции.

Важнейшим философским и теологическим источником стало творчество Ф. Шлеермахера, который положил в основание своих исследований религиозный опыт и его осмысление. Также немаловажную роль сыграли мыслители Т. Фехнер и особенно У. Джеймс. Свое влияние на развитие психологии нашего столетия оказало влияние аналитической философии, которая настолько вникла в исследования религиозного опыта, что без исследований уже не представляет своего существования.

В последующем нашли свое отражение методы психоанализа, которые отрицали само право религии на собственный предмет, объясняя это, прежде всего, болезненностью психики или списывая ее на низшие желания, но в этом были и положительные результаты.

В. Франкл предложил психологию, определяющую главное значение для психики и ее терапии дающую понятие смыслу жизни, А. Маслоу привлек внимание к жизни человека с высокой степенью самореализации и успешной самоотдаче, к первичным элементам религии, а Г. Олпорт заявил об определенном отличии религиозности зрелой от незрелой по определенному признаку "озабочен" ли человек собой, или же он чуток к большому, чем он сам, другими словами способен ли жить в русле религии, а не использовать ее.

Становление и развитие психологии религии связано с именами Грэнвила Холла (1844-1924 гг.), Эдвина Страбэка (1866-1947 гг.) и Джеймса Леуба (1868-1946 гг.), Уильяма Джеймса (1842-1910 гг.). Влиятельными также были взгляды Зингмунта Фрейда (1856-1939 гг.), Карла Юнга (1875-1961 гг.), Эриха Фромма (1900-1980 гг.).

1856 год исследователи истории религиоведения считают условной датой появления религиоведения, которая связана с публикацией ученым статьи "Очерк о сравнительной мифологии".

Другой датой считается 1870 год - год, когда М. Мюллер прочитал четыре лекции о становлении научного изучения религии, которые были изданы в 1873 году под названием "Введение в науку о религии". Однако современники считают более главным в становлении религиоведения 1874 год, когда ученый положил начало 47-ми томному изданию "Сакральные книги Востока" (1879-1989 года). Будучи филологом по специальности М. Мюллер предложил, но не применил сравнительный анализ касаемый "науки о религии" перенеся из "науки о языке", он считал, что только при сравнении можно добиться высшего знания, полученного в ходе исследований религии Шохин В.К. Философия религии и ее исторические формы (античность - конец XVIII в.) /В.К. Шохин; Учреждение РАН Ин-т философии. - М.: Альфа-М, 2010. - 84 с.

П.Д. Шантепи де ла Сосса не считал себя основателем религиоведения, в первую очередь называя Ф.М. Мюллера, как одного из первых создателей здания науки о религии, совместно с К. Тиле они создали такую религиоведческую дисциплину как феноменология религии создав несколько учебников по истории религии.

Специфика психологии религии взяла свое начало на стыке нескольких областей знания. Тем не менее, многие исследователи придерживаются определенного мнения, что главный и первый источник религии находится в первую очередь в индивидуальной психике, а социальные и культурные влияния носят вторичный характер.

Психология религии сложилась на пересечении религиоведения, психологии и социологии, из которых она взяла основные принципы, методы и понятия, но без учета структурной сложности нет возможности дать исчерпывающее толкование предмета. Попытки некоторых ученых отнести психологию религий к области религиоведения указывают на бесперспективность решения вопроса.

Можно согласиться с Д. Угриновичем, что социально-психологический подход к изучению религиозного сознания считается стержнем психологии религии.

Психология религии изучает массовое религиозное сознание, взятое в ее реальном функционировании, в единстве с поведением верующих, другими словами психология религии изучает регулирующую функцию религиозного сознания, ее влияние на поведение верующих.

Следует выделить два аспекта: психология религии, дает содержательный анализ религиозного сознания верующих, формируя это сознание. Психология религий изучает влияние религиозного сознания на поведение верующих, на их религиозную деятельность в обществе, что позволяет определить тот момент, который является определенным разделением психологии религий от других дисциплин, изучающих религиозное сознание Шадриков В.Д. Духовные способности. - М., 1996. .

Психологические особенности людей верующих можно определить согласно социально-психологического анализа.

В психологии религии произошло смещение интересов, прежняя традиционная психология ориентировалась на диспозиционную теорию личности, вследствие чего собственные внутренние предрасположения человека оказывают одно из решающих воздействий на его поступки, перевешивая социальные требования ситуации, поэтому психология религий в традиционных теориях религии уделяла большое первостепенное значение индивидуальным психологическим характеристикам, опираясь на них.

Но основной тенденцией современного развития психологии религия приобретает первостепенное значение социальных процессов, так как прежняя психология религий опиралась, прежде всего, на психологию личности, а нынешняя отдает предпочтение психологии социальной, что и является взаимодействием личностных и социальных факторов.

Делись добром ;)