Профессиональная деятельность православного священнослужителя в России
Понятие религии
Что такое религия? Над этим извечным вопросом во все времена задумывались величайшие умы человечества. Широко известно определение английского ученого К. Робертса, который говорил, что религия имеет дело с необычайным, уникальным опытом; этот опыт отличается от повседневной жизни и связан с сакральным. Его нельзя назвать ни рациональным, ни иррациональным: его просто нельзя рассматривать с этой точки зрения [Belk, 1989]. Французский социолог Марсель Мосс, определяя, что есть религия, делает основной акцент на то, что она не культ Бога, не идея сакрального в частности, но сакрального вообще [Belk, 1989].
Понятие религиозного обычно связывают с понятием сверхъестественного. Сверхъестественными могут оказаться любые явления, непостижимые человеческому разуму. Таким образом, интерес религии лежит в области всего того, что выходит за грани рационального мышления. Так, Макс Мюллер описывал религию как «усилие к постижению непостижимого, к выражению невыразимого, устремление к бесконечному» [Дюркгейм, 1998, с. 202]. Более того, Дюркгейм в своей работе «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» говорит, что представление о сверхъестественном или неестественном может сложиться в обществе только тогда, когда сформирован некий «естественный порядок вещей», то есть правила и законы Вселенной. Тогда логично предположить, что все, что выходит за рамки этих законов или нарушает их, и будет являться сверхъестественным. При этом понятие религиозного ни в коем случае не сводится к понятиям непредвиденного и необычного. Напротив, религия стремится объяснить упорядоченные природные явления, вывести регулярные и постоянные закономерности [Дюркгейм, 1998, с. 207].
Дюркгейм определял структуру религии как нечто целое, состоящее из частей: «Это более или менее сложная система мифов, догм, обрядов, церемоний» [1998]. Поэтому разработанный им метод изучения религий предполагал последовательное изучение всех элементарных явлений («социальных фактов»), из которых «складывается» религия. Социолог разделял все религиозные явления на два класса: верования (beliefs) - это «состояния сознания, они состоят в представлениях»; и обряды (rites) - это «определенные способы действия» [Дюркгейм, 1998, с. 216]. Он утверждал, что обряды отличаются от других человеческих действий только спецификой их объекта, поэтому обряды необходимо объяснять именно через объект. А поскольку особенности объекта заключаются в его веровании, для начала определимся с понятием «верование».