Процесс становления древнего старчества в церковной традиции

курсовая работа

Введение

С самых ранних этапов своей истории, со времени отцов-пустынников Египта и Палестины, восточно-христианское монашество включало в себя обычай, систему или же институт старчества. В особенности он был важен и характерен для русла уединенного подвижничества, в котором вырастала духовная школа исихазма Исихазм, от греч.Юу?чЯб (уединенный, сосредоточенный, духовный покой) - древняя мистико-аскетическая традиция Православия, ведущая начало от первых отцов-пустынников и имеющая своим ядром духовное искусство непрестанного творения Иисусовой молитвы. / в кн. Феномен русского старчества: Примеры из духовной практики старцев/ Сост. И вступ. Ст. С.С. Хоружего. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. С. 4..

Известно, что монашеские традиции имеют усиленную тенденцию к сохранению выработанных форм; устойчивость и строгая неизменность этих форм входят в их главные отличия и в большой мере формируют их историческую судьбу. Всецело подвержен этой консервативной тенденции и институт старчества. С учетом этого, явление русского старчества имеет особый интерес - ибо, как признано, оно представляет собой существенно новую форму древнего института. «Наше старчество едва ли не с первых дней своего появления в России вступило на самостоятельный путь» - пишет проф. Экземплярский, - и в результате здесь возник некоторый новый тип старчества, «резко отличный от древневосточного», по оценке того же автора Экземплярский В.В. Старчество // Дар ученичества. Сб. под ред. П.Г. Проценко. - М., 1993. С. 220.. Отсюда следует, что для понимания русского старчества необходим исторический и сравнительный подход. В нашей работе мы проведем сравнительный анализ древневосточного и русского старчества, а так же рассмотрим весьма актуальную сегодня проблему псевдостарчества, или как ее еще именуют лже - и младостарчества.

Многовековой опыт подлинного духовного старчества лучше любых запретов и прещений обличает лжестарчество вообще и «недоспелое» служение духовно незрелых и самочинно старчествующих себе самим в угоду и во вред людям тех или иных виновников этого отрицательного явления современной церковной жизни.

Сегодня церковь, которая на протяжении десятилетий имела возможность только обслуживать «религиозные потребности» своих членов, является носителем духовного начала в обществе, одним из регуляторов его духовной жизни в целомДемидов Д. О значении старчества в духовной жизни русского общества// Власть, январь 2012 - с. 73.. В этой связи особенно возрастает роль и значение подлинного духовного старчества. Оно, как мы отметили выше, лучше любых запретов выявляет истоки и обличает опасное и болезненное явление псевдостарчества.

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена не только возрастающей ролью православного старчества как носителя духовного начала в обществе, но и его огромным значением в деле обличения опасных тенденций псевдостарчества.

Целью курсовой работы является изучение процесса становления древнего старчества в церковной традиции и анализ негативного явления в пастырском окормлении.

В соответствии с целью исследования, предполагается решить следующие задачи:

- определить общее основание, сущность и происхождение православного старчества;

- рассмотреть истоки старчества в Древней Восточной церкви;

- сравнить восточное и русское старчество в религиозно-философском аспекте;

- рассмотреть сущность и причины появления псевдостарчества;

- выявить опасные тенденции псевдостарчества в Церкви.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Делись добром ;)