Процесс становления древнего старчества в церковной традиции

курсовая работа

1.1 Общее основание, происхождение и сущность православного старчества

«В действительности мне кажется искусством искусств и наукой наук руководить людьми, этими различными и разнообразными существами». Эти слова святого Григория Богослова изображают вкратце явление в жизни Восточной Церкви, известное под именем старчество.Богословские труды. Сборник 31//И. Смолич Жизнь и учение старцев. - М: Издание Московской Патриархии, 1992. С.97.

Определяя сущность старчества, монахиня Игнатия пишет: «Все великое всегда очень просто в основе своей и почти не требует разъяснений - настолько оно очевидно и оправдано жизнью, самим опытом ее. Так и старчество, основа которого заложена в самих корнях человеческой жизни и человеческих отношений, почти не требует специального разбора. Старчество - руководство в духовной жизни, подаваемое опытным, старшим младшему, молодому, не имеющему ни опыта, ни даже начальных знаний об этой жизни. Эти отношения, прежде всего можно сравнить с жизнью человеческой семьи, где отцом и матерью воспитывается дитя. Воспринимая уроки у семейного очага, приобретая навыки, усвояемые от родителей, дитя почти всегда всю свою жизнь несет на себе печать этого семейного воспитания, руководства. Добрые навыки развиваются, приносят плод соответственно особенностям души каждого ребенка, входят в жизнь, созидают общество, творят государство. Такова же судьба злых навыков и плохого руководства».Путь к совершенной жизни. О русском старчестве//монахиня Игнатия (Пузик)- М.: ПСТГУ, 2005. С.339.

Говоря об общем основании и происхождении старчества, обратимся к высказыванию архиепископа Никанора (Бровковича): «Кто первый старец? Ветхий денми Бог, безначальный, бесконечный, всякого своего создания старейший, Сый, удостаивающий носить собственное Свое Имя пресвитера (старца), удостаивающихся служить в степени пресвитерства». Никанор (Бровкович), архиеп. Поучение о подчинении старшим//Слова и речи. Т.5. С. 105.Митрополит Трифон (Туркестанов) в своем исследовании древнего и Оптинского старчества утверждает, что «идея старчества, начинаясь с первой главы книги Бытия, проходит по всему Ветхому Завету, вплоть до явления Спасителя» Трифон (Туркестанов), митр. Древнехристианские и Оптинские старцы. - М.: Мартис, 1997. С. 9. ее воплощают пророки, благочестивые первосвященники, Илия, Елисей, Илий, Самуил, Нафан, Давид. Последним представителем ветхозаветного старчества является Иоанн Предтеча. «Народ, толпами грядущий к нему за наставлениями, и его уроки о покаянии и верном пути ко спасению… не составляют ли признаков старчества в том виде, как оно впоследствии выразилось?» Там же..

В Новом Завете «старцами» называют себя св. Апостолы (2 Ин. 1:1, 3 Ин. 1:1, Флм. 1:9, которым Самим Господом было сказано: «Слушающий вас, Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается, а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк. 10:16).

В основе старчества лежит идея полного послушания духовному наставнику во имя любви ко Господу Иисусу Христу, который Сам явил пример послушания: «даже до смерти» (Флп. 2:8). Святитель Василий Великий и преподобный Григорий Синаит видели в Пресвятой Троице образ старческого водительства Добротолюбие: в 5 -ти томах. Пер. свт. Феофана Затворника. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. - Т.5. С. 236-237., ссылаясь на евангельские слова: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что говорит Он, то и Сын творит также» (Ин. 5:19) и Дух Святой говорит не от Себя (Ин. 16:13).

Исследователь Оптинского старчества И.М. Концевич отмечает связь старческого служения с пророческим, одним из трех родов служения, указанных апостолом Павлом: «Он Христос поставил одних Апостолами, других - пророками, иных - евангелистами, иных - пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11-12). Служение пророков заключается, в первую очередь, в назидании, увещании и утешении (1 Кор. 14:3), так и монастырские старцы «обладая даром прозорливости, (…) всех назидали, увещевали и утешали, исцеляли от болезней духовных и телесных. Предостерегали от опасностей, указывали путь жизни, открывая волю Божию» Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. - Сергиев Посад, 1995. С. 8..

Исходя из вышеизложенного становится очевидным, что и старчество в прообразах своих существовало с тех пор, как существует род человеческий, а в жизни Христа и Его духовных чад - христиан только получило более глубокое духовное содержание.

Делись добром ;)