Процесс становления древнего старчества в церковной традиции

курсовая работа

1.3 Историческая гипотеза происхождения русского старчества

Сквозь многие исторические эпохи, во многих странах старчество описанного выше типа успешно несло миссию трансляции исихастского опыта; проходя различные стадии, периоды расцвета и спада, исихастская традиция продолжала существовать. По каким же причинам в России возникла новая форма древнего института? И какой была эта форма? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим русское старчество в его исторической конкретности становления.

Первыми старцами Святой Руси можно считать преподобных Антония (†1073) и Феодосия (†1074) Киево-Печерских.

Преподобный Антоний принял постриг на Афоне. По возвращении из Греции в Киев он обошел все монастыри, но духовная жизнь ни одного из них его не удовлетворила, и преподобный выбирает местом своих подвигов пещеру, вокруг которой со временем вырастает Киево-Печерский монастырь.

Преподобного Антония и его ученика и сподвижника преподобного Феодосия Печерского, положившего на Руси начало общежительному монашеству, некоторые исследователи (митр.Трифон (Туркестанов), И.М. Концевич) считают первыми русскими старцами, основателями печерского старчества.

«Благодаря общению с Востоком, русская духовная жизнь в известном отношении была отражением его духовной жизни, и процветавшая там традиция старчества передавалась и нам», - отмечает И.М. Концевич. Преподобный Антоний, по его мнению, является старцем, так как «возвещал волю Божию», преподобный Феодосий - поскольку «принимает откровения помыслов, руководит духовными чадами и облечен благодатными дарами (харизмами)». Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. - М., 1993.

Однако существует и другой взгляд на вышеозначенный вопрос. Так, историк Смолич И.К. полагает, что в Печерском монастыре преп. Феодосия не обнаруживается никаких следов старчества как особого установления, предназначенного для воспитания новоначальных иноков (только в лице самого игумена соединяется настоятель и духовный отец). Преподобный Феодосий опирался на знания о византийском монашестве, полученные от преподобного Антония, и устав, привезенный последним из Константинополя. Преп. Антоний был на Афоне вскоре после победы преп. Афанасия, боровшегося за введение на Святой горе общежительного устава, неизвестно, сохранилось ли к этому времени старчество в особножительных монастырях, но, по крайней мере, оно не было широко распространено ни на Афоне, ни в Константинополе. «Когда преп. Феодор Студит (†826) говорит о «paterspiritualis», - отмечает историк, - он имеет в виду настоятеля обители. Великий Студит был ревнителем общежития, такого, когда вся власть в монастыре сосредоточена в руках настоятеля. Монастырский устав, введенный Феодосием в Печерском монастыре, является… особой редакцией Студийского устава. Подобно преп. Феодору, Феодосий был сразу и настоятелем, и духовным отцом монахов своей обители… В деятельности преп. Феодосия власть игумена оттеснила старчество на задний план отчасти потому, что в первые века монашества на Руси крайне необходимо было предельно возвысить авторитет настоятеля и таким образом углубить чувство послушания у монахов. Поэтому в Киево-Печерском патерике, который повествует о жизни обители после кончины ее святого основателя, нет никаких сведений о существовании старчества» Смолич И.К. Русское монашество. 988-1917. - М., 1997. С. 327.. Далее историк указывает, что о старчестве в других монастырях Киевской Руси также нет свидетельств, и первые его следы появляются в сочинении «русского Златоуста» Худошин А.С. О старцах, «старицах» и старости. - М.: Благовест. 2004. С.188. святителя Кирилла Туровского (XII в.). Тот же ученый говорит о сложностях, с которыми приходится сталкиваться исследователю старчества, в связи с многогранность. Самого понятия «старец»: оно могло означать как пожилого монаха, не имевшего священнического сана, так и монахов, наставлявших послушников, кроме того, самого настоятеля. «Соборными старцами» назывались монахи, управлявшие монастырем вместе с настоятелем. Обычно собор состоял из 12 человек. В него входили старейшие монахи и монахи, несущие послушание по управлению монастырем: в первую очередь келарь, эконом, духовник монастыряДипломная работа на тему «Пастырское служение архимандрита Иоанна (Крестьянкина)» студента V курса архимандрита Филарета (Кольцова). - М.: Сретенская Духовная семинария, 2008. С. 14-15.. И.К. Смолич предлагает вести отсчет истории русского старчества от преподобного Нила Сорского (†1508). Столь позднее его начало обусловлено отсутствием прямых свидетельств о бытовании старчества на Руси в предшествующий период. Историк прямо пишет об этом в своем труде: «Богатый материал по истории монастырей Древней Руси содержит, к сожалению, слишком мало из того, что нам нужно, чтобы понять, каковы основные формы старчества и пути аскетического воспитания. Рассказы о святых и уставы монастырей не позволяют пролить свет на этот вопрос. Даже в житии прп. Сергия Радонежского (†1392), который был самой значительной личностью своего времени, прямо не указывается, было ли в его монастыре старчество как сформировавшееся явление»Смолич И.К. Жизнь и учение старцев: (Путь к совершенной жизни) // Русское монашество, 988-1917. Жизнь и учение старцев. Приложение к «Истории Русской Церкви». М., 1999. С. 391.. Действительно, утверждает А.Л. Беглов, мы практически не встретим прямой регламентации старческого окормления в древнерусских уставах или житияхБеглов А.Л. Старчество в церковной традиции// Материалы Международной научно-богословской конференции МДА «Русская патрология». - М., 2008..

Однако это не означает, что старчество в Древней Руси как Киевского, так и Московского периода вообще отсутствовалоМонахиня Игнатия (Пузик). Старчество на Руси. - М., 1999. С. 30..

В XIII в. монастырская жизнь на Руси замирает вследствие татаро-монгольского нашествия. Но даже лихолетье этого периода, как подчеркивает А.С. Худошин, не смогло искоренить побеги древа русского старчества. Оно вобрало в себя наследие аскетов Святой Земли - Палестины - и Святой горы Афон и выросло на благоприятной почве просвещенной святым Крещением РусиХудошин А.С. О старцах, «старицах» и старости. - М.: Благовест. 2004. С.188..

В продолжении XIV-XV столетий, как бы в подкрепление изнемогшим под иноземным игом русским людям, на Русь пришло новое поколение подвижников, в числе которых были преподобные Лазарь Муромский, Сергий Нуромский, архиепископ Дионисий Святогорец, преподобные Кассиан Угличский, Иннокентий Комельский (греки); преподобные Савва Крыпетцкий, Пахомий Радовицкий (сербы); преподобные Савва Вишерский и Нил Сорский.

Из составленных преподобным Нилом Сорским «Устава» и «Предания» о жительстве скитском наиболее отчетливо видно, что он очень хорошо представлял, чем должно быть старчество, и сам старчествовалДемидов Д. О значении старчества в духовной жизни русского общества// Власть, январь 2012 - с. 75.. Его школа включала в себя целых три «поколения» старцев и их учеников, подвизавшихся в монастырских скитах Заволжья.

XIV в. ознаменовался таким процессом, который принято называть монастырской колонизацией: вокруг прославленного отшельника постепенно собираются его будущие сподвижники, и со временем строится обитель. Наиболее ярким примером этого явления был преподобный Сергий Радонежский, вокруг которого собирается община, а затем строится Троицкий монастырь. Служение преподобного Сергия можно назвать старческим окормлением, поскольку он сподобился особых духовный даров (харизматик), а также, помимо игуменства, был духовником братии, принимал откровение помыслов, старцем его называет и составитель жития преподобного Епифаний Премудрый. Однако нет сведений, существовало ли в его обители обязательное старческое окормление, были ли другие старцыДипломная работа на тему «Пастырское служение архимандрита Иоанна (Крестьянкина)» студента V курса архимандрита Филарета (Кольцова). - М.: Сретенская Духовная семинария, 2008. С.15..К сожаленью, и о повседневных взаимоотношениях между старцем и его учениками, которые, собственно, определяют характер старчества, мы не имеем точных сведенийСмолич И.К.. Русское Монашество. Возникновение. Развитие. Сущность. (988-1917).М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 1997. - С 321..

Преподобный Сергий принимает в своем монастыре и посетителей-мирян, как знатных, так и простолюдинов, но это очень далеко от того «выхода» в мир, который будет характерен для русского старчества в XIX веке, о чем мы ранее подробно рассмотрели в курсовой работе «История Русского старчества».

Таким образом, возникновение русского старчества нужно отодвинуть, по меньшей мере, ко времени, предшествовавшему активному периоду деятельности преподобного Сергия Радонежского. Логично было бы -- вслед за монахиней Игнатией -- предположить, что старчество как аскетическая практика приходит на Русь вместе с православным монашеством, находит для себя благодатную почву в обителях, основанных первыми нашими подвижниками (в частности, в Киево-Печерской), переживает последствия монгольского разорения и снова расцветает на рубеже XIII-XIV веков, прежде всего в особножительных монастыряхСтарчество в церковной традиции// Материалы Международной научно-богословской конференции МДА «Русская патрология». - М., 2008..

Мы поддерживаем мнение Беглова А.Л., что эта схема еще ждет своего научного подтверждения или опровержения на основе нового анализа как литературных, так и исторических памятников. Думается, это может стать исключительно перспективным направлением будущих исследований в православном богословии.

Подводя итоги вышеизложенного, заметим, что все-таки как устойчивая традиция, старчество возникает на Руси с XVI века, когда преподобный Нил Сорский, побывавший на Афоне, принес оттуда письмена, излагающие учение о духовном делании. Он создал созерцательного типа обитель на реке Соре. Но в эту эпоху верх взяло деятельное направление монашеского подвига с водительством преподобного Иосифа ВолоцкогоХудошин А.С. О старцах, «старицах» и старости. - М.: Благовест. 2004. С.188.. Потом наступил длительный период гонений против монастырей и монахов.

Делись добром ;)