Процесс становления древнего старчества в церковной традиции

курсовая работа

2.2 Опасность младостарчества для Церкви (взгляд православного священника)

Ныне почивший Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, на одном из ежегодных собраниях, обращаясь к пастырям Московской епархии о той великой ответственности, которая возлагается на каждого духовника и об опасности младостарчества, сказал: «Прискорбно видеть, что некоторые клирики нашей Церкви, сохраняя на словах преданность своему священноначалию, ведут себя как раскольники, претендуя на роль неких «старцев». Критикуя священноначалие, они пытаются привлечь к себе внимание и таким образом создать себе авторитет. Как правило, непременным и единственным условием спасения они объявляют полнейшее подчинение себе тех, кто прибегает к их руководству, превращая их в неких роботов, не могущих без благословения такого «старца» совершить любое дело, каким бы незначительным оно ни было. Человек, таким образом, лишается благодатной свободы (Лк. 18, 22), и больше согласуется с практикой современных тоталитарных сект, чем с духом Евангельских заветов»Алексий II, патр. Подлинный старец бережно относится к каждому человеку / в кн. Иларион (Алфеев), игум. О духовничестве. - Клин: Фонд «Христианская жизнь». - 2000. С. 9-10..

Младостарцы, оставаясь по всем внешним признакам православными, на самом деле культивируют совершенно иной, не православный духовный опыт. Чтобы сохранить этот опыт, они бессознательно стремятся изолироваться. Но это невольно порождает психологию избранничества. Поэтому они постепенно формируют такую религиозную среду, в которой легко находят почву идеи раскола - отделения праведных и избранных от неправедных. Идеи всех предыдущих расколов, по утверждению священника Владимира Соколова, вызревали именно в такой средеСоколов В., свящ. Младостарчество и православная традиция. - М.: Паломник, 2005. С. 118.. Так что современные младостарцы -- это потенциальные расколоучители, и в этом плане они представляют для Церкви серьезную опасность.

Младостарец убежден в том, что он творит добро. Но «добро, сделанное не должным образом, не есть добро», предупреждает нас преподобный Симеон Новый Богослов. Поэтому младостарец, думая, что он жертвенно служит добру, на самом деле осуществляет жертвенное служение злу. Такое бессознательное служение злу гораздо хуже сознательного, потому что тот, кто служит злу сознательно, не может ему служить также жертвенно, как тот, кто думает, что он служит добру. Здесь зло похищает ту жертвенную энергию, которая предназначена добру, и потому получает и особое действие, и особую силу. Для диавола это самая выгодная ситуация, это его мечта, потому что здесь измена Христу происходит незаметно и изнутри Там же. С. 119..

Именно о таких пастырях Христос, обращаясь к Петру и имея в виду его измену, говорит: се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу (Лк. 22, 31).

Господствуя над паствой, используя ее в своих целях и лишая ее свободы, младостарец жертвует не собой, а теми, кто находится у него в послушании. Любое использование человека в качестве средства есть принесение его в жертву. Но такая жертва по смыслу напоминает языческую жертву, ибо язычники приносили в жертву другого человека ради достижения каких-нибудь благ. Сам жертвенный акт был свидетельством власти над тем, кого приносили в жертву. Причем власти абсолютной, принадлежащей только Богу, поэтому тот, кто приносил такую жертву, приносил ее как Бог. Священник Владимир Соколов в своей книге о младостарчестве упоминает такой случай, когда один из младостарцев в беседе со своими чадами серьезно заявил: «Мне дана абсолютная власть» Там же. С. 121.. И это, конечно, есть самооткровение того духа, которым движим любой младостарец, ибо такой власти не дано в мире никому, даже сам Бог ограничивает Себя во власти над человеком, даруя ему свободу. На такую власть претендует сатана, но и он не может такую власть восхитить, т. к. никто не может отнять у человека богоданную свободу. По данному вопросу в Определении Священного Синода от 28 декабря 1998 года говорится: «Некоторые священнослужители, получившие от Бога в Таинстве Священства право на духовное руководство паствой, считают, что таковое право означает безраздельную власть над душами людей. Не памятуя о том, что отношения между духовником и духовными чадами должны строиться на основе взаимного уважения и доверия, таковые пастыри переносят сугубо монашеское понятие беспрекословного подчинения послушника старцу на взаимоотношения между мирянином и его духовным отцом, вторгаются во внутренние вопросы личной и семейной жизни прихожан, подчиняют себе пасомых, забывая о богоданной свободе, к которой призваны все христиане (см.: Гал. 5, 13)».

В отношении к подлинным духовным ценностям существо младостарчества заключается в том, что младостарец совершает бегство от крестоношения и личной ответственности. Он, вместо того чтобы совершить свою крестную жертву, приносит в жертву других. Он сам бежит от этого и не дает другим совершить такую жертву. Спасение же совершается только через свободное, личностное приятие креста.

В Тело Христово мы входим только личностно. Там, где нет личностного вхождения, там нет и собрания, которое мы можем назвать Церковью; такое собрание - это коллектив, общество, - социум. Младостарец, подавляя личностное начало в пасомых, калечит Тело Христово -- отсекает от него наиболее слабые его члены.

Владимир Николаевич Лосский, описывая духовный подвиг и служение старца Амвросия Оптинского, отмечает: «Человеческая личность может достигнуть своего высшего совершенства, только перестав существовать для самой себя, только себя всем отдавая. Это и есть обоснование слов Евангелия, которые - опытно прожитые до самой их глубины - соделывают истинных христиан подобными Богу - «преподобными» - потому что Бог и есть личностный Очаг всяческой любви Лосский В.Н. На страже истины. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2007. С. 73.. Как мы рассмотрели выше, явление младостарчества исключает из себя подобную жертвенность.

Несмотря на то, что рассматриваемое явление последние десятилетия пока еще не доминирует в Церкви, тем не менее, оно вызвало беспокойство у священноначалия РПЦ, которое на заседании Священного Синода от 28 декабря 1998 г. рассматривало вопрос «о злоупотреблениях в духовнической практике, негативно сказывающихся на состоянии церковной жизни». В заключение, считаем необходимым указать Постановления Священного Синода по данной проблеме.

Делись добром ;)