Процесс становления и направления христианства

контрольная работа

2. Направления христианства

Дав людям моральные правила, христианство смогло распространить свое влияние на огромных территориях. Наиболее многочисленным и организованным направлением христианства является католицизм. Центр католицизма и резиденция его главы -- папы римского -- Ватикан, город-государство в центре Рима. Это государство имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и прочие атрибуты власти, вплоть до гвардии и жандармерии. Светская власть папы в ее настоящей форме была установлена Латеранским договором 1929 г. между правительством Муссолини и папой Пием XI. В дальнейшем эти соглашения были узаконены специальной статьей в итальянской конституции 1947 г.

Папа через посредство римской курии (центральный административный аппарат католической церкви, состоящий из конгрегации, канцелярий, секретариатов, трибуналов, советов) руководит всей церковью и ее многочисленными организациями, действующими в подавляющем большинстве стран. Главных католических иерархов -- кардиналов и епископов -- папа назначает из представителей духовенства разных стран. Коллегия кардиналов (конклав) пожизненно избирает из своей среды папу, который с этого момента становится "викарием Иисуса Христа, преемником святого Петра, высшей главой вселенской церкви, западным патриархом, примасом Италии, архиепископом и митрополитом римской провинции, сувереном города-государства Ватикан".

По сравнению с православием католицизм имеет ряд особенностей в вероучении и культе. Разделяя общехристианский догмат о божественной троице, веру в истинность Библии и изложенную в ней систему мифов о сотворении мира и человека, католицизм признает, например, "исхождение духа святого" не только от бога-отца (как учит православная церковь), но и от бога-сына. Католики верят в существование чистилища (кроме рая и ада), признают непогрешимость в вопросах веры и морали папы римского.

Источником своего вероучения католики считают не только Библию, но и предание, церковную традицию, в которую они включают решения вселенских соборов и суждения пап. При этом право толковать Библию имеет только церковь. Духовенство выделяется своим обетом безбрачия и учением о запасе добрых дел -- божественной благодати, которую распределяют священники.

Своеобразно отправляются в католицизме также таинства и обряды, общие для христианства. Например, таинство крещения производится путем обливания водой или погружения в воду (в православии -- только погружением в воду). Таинство миропомазания в католицизме, называемое конфирмацией, производится, когда ребенку исполняется семь-восемь лет (у православных -- вскоре после рождения). Таинство евхаристии совершается на пресном хлебе (у православных -- на квасном), при этом до недавнего времени только священники могли причащаться хлебом и вином, миряне же должны были причащаться только хлебом.

Широкое экзальтированное почитание Богородицы и учение о ее телесном вознесении; пышный театрализованный культ, использующий все виды искусства для воздействия на верующих; чрезвычайно развитое почитание всевозможных реликвий, культ мучеников, святых и блаженных; строго централизованная иерархическая организация во главе с "непогрешимым" папой римским -- таковы характерные особенности католической разновидности христианской религии.

Наряду с католицизмом и православием существует протестантизм -- направление христианства, охватывающее множество самостоятельных исповеданий и церквей. Особенности идеологии и организации современного протестантизма во многом обусловлены историей его возникновения и последующего развития.

Протестантизм возник в конце XVI века, в эпоху Реформации, которая была первой решительной битвой европейской буржуазии против феодализма. Преддверие буржуазной революции не случайно приняло форму религиозных войн -- чувства и сознание народа были целиком охвачены церковью. Одним из первых шагов реформационного движения в Германии было выступление Мартина Лютера (1483--1546) против индульгенций. Лютер выступил против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между Богом и людьми. Лютер считал, что человек может спастись только посредством веры, которая непосредственно даруется Богом, без помощи церкви. Это учение Лютера о спасении, или оправдании верой в искупительную жертву Христа, стало одним из центральных догматов протестантизма.

Высшей точкой реформационного движения в Германии была Крестьянская война 1525 г., закончившаяся поражением восставших и гибелью их вождя Томаса Мюнцера. Лютер в это время выступил против народного движения и провозгласил безусловную покорность светским порядкам и властям как единственной опоре порядка и возможности "христианского смирения".

В первой половине XVI века реформационное движение стало быстро распространяться за пределами Германии. Лютеранство утвердилось в Австрии, в скандинавских странах, в Прибалтике. Отдельные лютеранские общины появились в Польше, Венгрии, Франции. В это же время в Швейцарии возникают новые разновидности реформационного движения -- цвинглианство и кальвинизм. Мень А. (протоиерей). История религии: В 7 т. М., 1992, с.70

Гораздо большее распространение получил кальвинизм. Жан Кальвин (1509--1564), отрекшись от католицизма, с 1536 г. обосновался в Женеве, где возглавил реформационное движение. Одним из основных догматов его учения является тезис об "абсолютном предопределении": еще до сотворения мира Богом были определены судьбы всех людей (кому предназначен рай, кому -- ад), и никакие усилия, никакие добрые дела не могут изменить предначертания Бога. С самого начала кальвинизму стали свойственны подробная регламентация общественной и личной жизни верующих в духе благопристойности, имеющей очень узкие и строгие рамки. Инакомыслие

пресекалось самыми жестокими мерами. В соответствии со своим учением кальвинизм изменил культ и церковную организацию. Иконы, облачения, свечи и т.п. были упразднены. Основное место в богослужении заняло чтение Библии и пение псалмов. Руководящую роль в кальвинистских общинах стали играть старшины (пресвитеры) и проповедники, которые составляли консисторию, ведающую религиозной жизнью общины.

Реформация в Англии началась по инициативе правящих верхов. В 1534 г. английский парламент провозгласил независимость церкви от папы и объявил ее главой английского короля. Были закрыты все монастыри, а их имущество конфисковано в пользу казны. Но при этом объявлялось о сохранении всех католических догматов и обрядов. Ранович А. Б. Христианская идеология, организация христианской церкви. -- М., 2007., с.136

Организационные формы современных протестантов весьма разнообразны -- от церкви как государственного учреждения (Швеция) и до полного отсутствия объединяющей организации (квакеры), от больших конфессиональных (Всемирный союз баптистов) и межнациональных (экуменическое движение) объединений до мелких изолированных сект.

Наиболее крупным протестантским движением является лютеранство. Лютеранские евангелические церкви существуют во многих странах. Наиболее влиятельны они в скандинавских странах (Исландия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Германия). Самой влиятельной лютеранской организацией на территории бывшего СССР является Эстонская евангелическая лютеранская церковь.

В современном кальвинизме существуют реформаторские и пресвитерианские церкви (а также конгрегационализм), которые распространены, в большинстве своем, на территории Англии и США.

Англиканская епископальная церковь является государственной церковью Англии. Церкви того же вероисповедания существуют в США, Индии и других странах, по большей части в бывших колониях Британской империи. В Штатах англиканство представлено Протестантской епископальной церковью США, которая ведет большую миссионерскую деятельность в странах Азии и Африки, в Латинской Америке.

К протестантам относят и старокатоликов -- сторонников отколовшихся от римско-католической церкви направлений. Старокатолическая церковь сложилась на основе оппозиции решению Ватиканского собора 1870 г. о непогрешимости папы. Основные ее центры находятся в Германии, Австрии, Швейцарии, Нидерландах. Старокатолики не признают непогрешимости папы, отвергают почитание икон, церковных реликвий, целибат для духовенства. Старокатолики близки англиканам и поддерживают с ними постоянные контакты.

Во времена Реформации сложилось течение меннонитов. Оно возникло в Северной Германии после поражения в Крестьянской войне 1525 года. Его основателем был голландец Менно Симоне, призывавший к непротивлению, отвергавший борьбу со злом в мире. Меннониты не верят в предопределение, придают большое значение личной вере (вплоть до приоритета над священным писанием). Среди меннонитов распространены мессианские и хилиастические представления. Приверженцы этого направления христианства живут, по преимуществу, в США и Европе и ведут активную миссионерскую деятельность.

Во многом смыкается с другими протестантскими организациями баптизм. Разделяя догматы о троице, божественном происхождении Христа и т. п., баптисты отрицают роль церкви как посредника между Богом и людьми, проповедуют принцип оправдания верой. Они верят в предопределение, но признают свободу воли человека. Значительно упрощен культ -- они отказались от почитания икон, креста, веры в святых. Богослужения заменены молитвенными собраниями. Крещение производится над взрослыми людьми и считается не таинством, а обрядом. Среди верующих баптистов главенствует принцип взаимопомощи и поддержки. В настоящее время позиции баптизма особенно сильны в США, кроме того, он представлен в Англии, Бразилии, Канаде, Мексике, Бирме, Индии, ЮАР, Австралии. В 1905 г. был создан Всемирный баптистский союз, объединивший различные направления.

В 40-х годах XVII века в Англии Г. Фоке создал Общество друзей "внутреннего света". В него вошли многие баптистские группы и видные религиозные деятели. Членов этого общества стали называть квакерами (трясущимися). Секта отстаивала принцип равенства всех людей, последовательно проповедовала пацифизм (отказывалась от воинской повинности), поэтому подверглась преследованию со стороны властей. В 60-х годах XVII века состоялось переселение первых квакеров в Северную Америку. Основу вероучения квакеров составляет представление о том, что Бог находится в сердцах людей. Когда это божественное начало проявляется, человек озаряется "внутренним светом", независимо от расы или социального положения. Чтобы и тебя озарил этот свет, нужно идти правильным путем, в начале которого находится безмолвная молитва. Квакеры полностью поменяли обрядность -- у них нет строго регламентированного церемониала богослужения, они не признают таинств, не причащаются. Проповедует тот участник собрания, который почувствовал в себе внутренний свет. Из своего учения квакеры выводят ряд этических требований: безусловная правдивость и честность во всем, непритязательность, простота, отказ от роскоши и развлечений. Не признавая титулов и других социальных различий, они ко всем обращаются на "ты", широко практикуют благотворительность. В прошлом они активно выступали против рабства и работорговли, в настоящее время участвуют в борьбе за мир и против расизма. Ранович А. Б. Христианская идеология, организация христианской церкви. -- М., 2007., с.142

Методизм, сложившийся на почве англиканства в первой половине XVIII века, является одним из крупных церковных образований. Кроме Англии и США, методисты действуют в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, Корее, Бразилии, Германии, Швейцарии, скандинавских странах, Австрии, Франции, Италии, Венгрии, Болгарии. Из обрядов методисты сохранили крещение и причащение (отрицая присутствие тела и крови Христа в элементах причастия). Полностью отвергается учение о чистилище и необходимости исповеди. Каждый верующий ищет свой собственный путь спасения по своему методу. Отличительной чертой методистских организаций является строгий централизм.

В 1830 г. была организованы секта мормонов, которые именовали себя "святыми Судного дня". Основателем ее был Джозеф Смит, с детских лет имевший "видения" и провозгласивший себя пророком. По его утверждению, он нашел медную доску с древними письменами -- откровением и завещанием последнего израильского пророка Мормона, который якобы переселился до нашей эры в Америку. Смит "перевел" эту книгу и издал ее под названием "Книга Мормона". В 1843 г. на основании посетившего его откровения Дж. Смит провозгласил многоженство и необходимость создания теократической организации. Другими отличительными чертами учения мормонов является проповедь необходимости труда, ожидание скорого наступления царства божьего, вера в низших богов и духов. Общины мормонов достигали экономического преуспевания и сегодня представляют значительную финансовую силу в США.

В 30-х годах XIX века в США возникла секта адвентистов (с лат. -- приход, пришествие). Ее основателем был В. Миллер, предсказывавший второе пришествие Христа на землю в 1844 году. Вера в близкое второе пришествие составляет основу вероучения адвентистов. Они отрицают бессмертие души: после смерти душа погружается в сон до Страшного суда, где будет принято решение о ее дальнейшей судьбе. Естественно, что хорошая участь ожидает лишь души адвентистов. У них сохранились обряды причащения и крещения (совершаются над взрослым). Обязательной считается уплата десятины в кассу общины. Адвентисты делятся на несколько группировок, наиболее влиятельной считается секта адвентистов седьмого дня. Она руководствуется "откровениями" американской проповедницы Елены Уайт (1827--1915) о седьмом дне недели (субботе) как дне отдыха, о падении всех церквей, кроме адвентистской, о поручении адвентистам проповедовать заповеди Бога и др. Общины адвентистов седьмого дня организованы по армейскому принципу.

Свидетели Иеговы -- это направление возникло во второй половине XIX века в США. Его основатель Ч. Руссель предвещал непосредственную близость прихода Христа и гибель всех, за исключением иеговистов, в войне между Христом и сатаной -- Армагеддоне. Для свидетелей Иеговы характерны отрицание веры в загробную жизнь, в божественную сущность Христа, который, по их представлениям, "прославленное духовное существо", выполняющее волю бога Иеговы. Руководство секты строго централизовано. Ее центр находится в Бруклине (США). Гараджа В. И. Религиоведение: Учеб. пособие. М., 2008.с.111

Протестантская секта пятидесятников возникла в начале XX века в США и быстро распространилась в других странах мира. Особенностью их учения является вера в возможность воплощения святого духа в любого верующего. При этом человек, в которого вселился святой дух, начинает проповедовать, говорить на всех языках (подобно апостолам на пятидесятый день после Воскресения Христа). Добиваясь вхождения святого духа, верующие на молитвенных собраниях часто доводят себя до исступления и нарушения психики. В России секта получила за это название "трясуны". Пятидесятники не почитают икон, креста, отрицают церковную обрядность, крещение совершают над взрослыми людьми. Руководящую роль играют проповедники.

К пятидесятникам примыкают перфекционисты. Они считают возможным достигнуть и поддерживать состояние личной святости, верят во второе пришествие. Но не признают общения на других языках (глоссолалии). В целом, перфекционистов можно назвать умеренными пятидесятниками. Большинство сторонников этого направления сосредоточено в США.

Несколько в стороне от этих течений стоит секта вальденсов, появившаяся задолго до Реформации -- в XII веке. Она возникла на юге Франции. Вальденсы требовали возвращения к принципам раннего христианства -- установили выборность духовенства, отказались от крещения детей, выступали против частной собственности. Несмотря на многочисленные погромы, устраиваемые и светскими, и церковными властями, эта секта выжила и существует до настоящего времени в Италии, Уругвае, Аргентине.

Экуменическое движение возникло в начале XX века среди протестантских организаций. Они поставили своей целью объединить все христианские церкви и добились образования Всемирного совета церквей, который был основан в 1948 г. на конференции в Амстердаме. В чисто религиозных вопросах экуменическое движение придерживается той точки зрения, что все христианские церкви являются частями "единой церкви Христовой". Но при этом, конечно, ни одна не упускает случая представить себя наиболее истинной и значительной ее частью. Экуменическое движение провозгласило своей целью создание "общехристианской социальной программы", равно пригодной и для всех церквей, и для любого социального строя. В связи с этим декларации экуменического движения носят абстрактный вид и часто черты утопии. Но поддержка, которая оказывается Всемирным советом церквей борьбе народов за мир, за экологическую безопасность, имеет позитивную гуманистическую направленность. Русская православная церковь поддерживает миротворческую деятельность экуменистов, но решительно возражает против пересмотра догматов и обрядности.

Делись добром ;)