logo
Псалтирь и ее роль в православном богослужении

VII. СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПСАЛМОВ

В Книге Хвалений в ее современном виде находится сто пятьдесят псалмов. Во многих древних еврейских манускриптах это число меньше, обычно -- 147 (например, в Палестинском Талмуде). При этом объединяются 1-й и 2-й, 9-й и 10-й, 113-й и 114-й псалмы. Псалтирь -- самая объемная из книг Ветхого Завета. И все же это не «полное собрание» древнееврейских гимнов и молитв: еще несколько религиозных поэтических текстов имеется в других книгах Библии, как, например, молитва пророка Ионы, песнь Деборы, плачевная песнь Давида по поводу гибели Саула. Есть подобные псалмам тексты и в Новом Завете: например, песнь Марии: «...величит душа моя Господа...» (Лк.1, 46), или молитва старца Симеона: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...» (Лк.2, 29). Определенное количество псалмов осталось за пределами библейского канона. Это, прежде всего, псевдоэпиграфические «псалмы Соломона», по общему мнению, принадлежащие перу поэта-фарисея, который жил в середине первого века до Рождества Христова, а быть может -- и позднее. Еврейский оригинал этих текстов не сохранился. Однако греческий текст несет явный отпечаток еврейского подлинника; более того, многие «темные места» легко объясняются неверным пониманием некоторых древнееврейских слов.

Пример текста, напоминающего по структуре псалом, приводит W.E. Barnes (1931). Это «Похвала Отцам древних времен». Очевидно, он оказался вне канона, поскольку восхваляет не Господа, но людей. Ориентировочное время написания этого текста -- 200 год до Рождества Христова.

«О, дайте мне вас, благодетели, От Всевышнего -- слава ваша, царственные властители, Советчики умудренные, Правители язычников, мудро мыслящие в писаниях, Установившие меру псалмам, Мужи доблестные и властные, Чтимые современниками, Обладатели имени, Кто не оставил памяти -- как бы и не было их, Но те, кто творил добро, благоденствует семя их, Их память -- всем поколениям, В мире они отошли к отцам, Изучает община их мудрость, Восславить сейчас вас, отцы, в поколениях ваших прославлены вы от древности, могущественные мужи! всевидящие пророки! проницательные владыки, хозяева хранилищ учения! записавшие изречения! бесстрашные в жилищах! прославленные в годы их. утвержденного в их наследии. исчезли, пропали пропадом, и дети их -- вслед за ними. их надежда не обманула, их наследье -- детям детей. не вычеркнут праведность их. но их имена -- вовеки. их хвалу возвещают в собрании!» Barnes W.E. The brief Biblical commentary. New York, 1984. P. 117-118. Это древнее песнопение в честь тех, кто сочинял и записывал псалмы и притчи, несколько напоминающее знаменитую древнеегипетскую «Похвалу писцам», является лучшим эпиграфом к Псалтири.

Упоминание о «пяти книгах псалмов» для русского читателя может показаться странным. Но в древнейшей иудейской традиции Книга Хвалений состоит из пяти частей, каждая из которых завершается славословием. Такое подразделение позволяло мистически соотнести Псалтирь и Закон, сердце и разум. Пятикнижие Моисеево обращено от Бога к людям, гласит иудейское изречение, а Книга Хвалений -- от людей к Богу. Святой Григорий Богослов связывает пять книг Псалтири с пятью ступенями нравственного совершенствования. Разделение Псалтири на книги во многом условно, по крайней мере, содержание псалмов не является откликом на конкретные книги Торы. Каждая из пяти книг Псалтири, несомненно, имеет свои индивидуальные особенности. И анализ этих особенностей позволяет лучше понять историю собирания и редактирования религиозных поэтических текстов.