Психология обращения, механизмы общения, внушения и воздействие на сознание и поведение верующих

курсовая работа

2.1 Внушение как психологический феномен

Внушение как психологический феномен представляет собой закономерное психическое явление. Феномен внушения проявляется во взаимовлиянии субъекта и объекта. При этом внушающее воздействие может исходить от отдельного человека, группы, комплекса социальных факторов Внушению характерен бесконфликтный характер приема информации объектом внушения. При слиянии субъекта и объекта внушения происходит самовнушение. Механизм внушения проявляется в том, что воспринимающий воздействие человек начинает действовать не в результате логически развивающейся ситуации и соответствующих размышлений, а как бы подталкивается, "провоцируется" представлениями о возможности наступления такого действия. Эффективность влияния возрастает в результате действия механизмов подражания, эмоционального заражения.
Внушение может сказываться на мировоззрении и стиле поведения человека, влияет на его установки, трансформируя и развивая их. Его влияние способствует формированию стереотипов, стандартов поведения и оценок. Внушение способно формировать отношение к идеалу подражания, общепризнанным авторитетам, ходу социально-исторического развития себя и общества. Оно происходит в состояниях бодрствования или гипноза. Внушение можно понять во взаимосвязи с воображением. Воображение создает образную модель предметов или явлений, не существующих вообще или в данной ситуации. Продуктами фантастического воображения являются идеи и представления. Человеческое воображение создало образно-символический мир. При этом сильные эмоции суживают критическое сознание, удерживают его в рамках привитой программы действий или восприятия. На фоне сильных эмоций действует и механизм самовнушения. Ему доступно и глубокое обезболивание, и подавление всякой другой чувствительности. Внушение и воображение опираются на информацию из памяти, составляющую жизненный опыт. Память это источник строительного материала для внушения. Оно начинается с эмоционально насыщенного воображения. Воображение становится внушением, когда переживается как реальность. Следовательно, внушение это чувственно переживаемое воображение. [6.С.125]

В таком случае оно и воздействует на человека как реальность. В. Бехтерев считал, что под внушением следует понимать непосредственное прививание, в основном путем слов и жестов, к психической сфере данного лица идеи, чувства, эмоции помимо его активного внимания, т. е. в обход его критикующей личности. Он сообщал об условиях, при которых внушение осуществимо, и указывал, что оно относится к бессознательным формам деятельности головного мозга.

2.2 механизм и воздейсвие религиозных культов

Культ порождает у верующих определенные чувства, поддерживает эмоциональную жизнь людей в определенном привычном направлении. Участие в молитвенных собраниях делается для верующих необходимостью. Вот почему руководители сект уделяют такое внимание обрядовой стороне. Вот почему они проявляют заботу о том, чтобы верующие строго соблюдали обряды, пытаются с помощью специфической организации закрепить определенный образ религиозной жизни членов сект. Широко используя разнообразные средства эстетического воздействия на верующих, вожаки сект превратили богослужение в своего рода театрализованные представления. Эстетическое чувство верующего во время богослужения получает особую направленность, оно выступает как один из путей, с помощью которых человек приобщается к религиозным представлениям и образам. Эстетические чувства, эстетические восприятия поддерживают и укрепляют религиозную веру, вовлекают людей в сферу идейного воздействия проповедников. Это понимала и верхушка сект, которая в большинстве своем сознательно использовала это могущественное средство влияния на души. Коллективное пение заключительных гимнов закрепляет результаты собрания. В таких гимнах обычно говорится о радости взаимного общения верующих, о том, что такие встречи дают «ободрение в господних словах», «чтобы с силою новой идти». [5.С.8-13]. С помощью подобных культовых действий в секте создаются широкие возможности для влияния на верующих. Здесь вступает в действие коллективная психология, коллективное внушение.

Наряду с этим используется коллективная молитва-исповедь, которая является своего рода апофеозом молитвенного собрания. С ее помощью руководители общин достигают высшего обострения переживаний верующих, огромного воздействия на их психику

Довольно ясное представление об экстатическом состоянии и условиях его возникновения во время молитв можно получить, познакомившись с рассказом члена хлыстовской секты «Богомольский союз» в секту «принимали следующим порядком: когда человек уже прослушивал несколько раз основы вероучения и изъявлял желание вступить в общину, его заставляли несколько дней поститься и молиться, потом он приходил в собрание и его испытывали. Сумеет ли он довести себя до состояния экстаза? Под влиянием песнопений человек зачастую начинал рыдать, рыдание сменялось буйной радостью и т. п. Это истерическое состояние считалось предзнаменованием того, что вновь посвященный обретает дар пророчества». Указанный обряд сами сектанты называли «хождением в духе», «накатыванием духа», «восхищением духом», «духовной радостью».

В нем, как это видно, сочетаются два рода явлений: физиологические (смех, слезы) и психические (чувство легкости, радости, умиления). Правда, нередко обряд доводил верующего до прямого расстройства сознания (беспамятство, галлюцинации). В развитии экстаза наблюдается определенная последовательность. Первые проявления экстаза обнаруживаются у человека в таких факторах, как возбуждение, учащение работы сердца, изменение цвета и выражения лица, необычный блеск глаз, изменение температурных ощущений, а также в плаче, рыданиях и т. п. Не только пение, молитва, но даже одна мысль о страданиях Христа часто приводит сектантов в состояние экстаза. Слезы сплошь и рядом переходят в смех, непроизвольные гримасы, кривлянье, воздыхания, стоны, крики, вызываемые дыхательными спазмами. Все эти явления постепенно переходят в непроизвольные судорожные движения мышц. Человека начинает трясти. Под влиянием этих движений люди один за другим начинают принимать неестественные позы, дергаться, бить себя в грудь, рвать на себе волосы. Все более и более входя в экстаз, они занимаются настоящим самоистязанием. От притоптывания сектанты переходят к подпрыгиваниям, которые продолжаются по нескольку часов. Они искренне верят, что ими в этот момент владеет сам Дух Святой. Правда, имеются случаи притворного хождения в духе и духовного крещения. Иногда опытные вожаки секты, не желающие подвергать свою психику потрясениям, связанным с экстатическими состояниями, попросту играют роль. Однако большинство верующих действительно доводит себя до исступления. «Толпа всегда готова слушать человека, одаренного сильной волей и умеющего действовать на нее внушительным образом. Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил» [9].После радения устраивается общая трапеза: угощение чаем и закуской. В современной хлыстовской общине, носившей конспиративное название «Сад», подобные трапезы совершались и в начале собрания для придания радению видимости семейных и дружеских встреч. Собрание обычно начиналось с обеда: за накрытым столом с разнообразной закуской рассаживались мужчины и женщины в белых рубашках. Пророк поднимался с места и начинал читать проповедь, говоря о мирской суете, о спасении души, о бренности земного существования, о грехе. После проповеди все присутствующие рассаживались вдоль стен и начинали петь, сначала медленно, тихо, протяжно, затем громче и громче. Пение постепенно вводило присутствующих в состояние духовного веселья. В ритм песен верующие пристукивали ногами, хлопали руками. С ускорением ритма начиналась всеобщая пляска - хождение в духе. Как бы сам собой образовывался круг, в середину которого входил пророк. Постепенно темп движения нарастал. Иные приходили в исступление, другие падали в обморок: на них якобы снизошла благодать. Такие обеды устраивались по самым разным поводам. То по случаю смерти родственника, то по случаю дня рождения члена семьи и т. п. Весной проводилось главное, так называемое годовое, радение.

Все обряды секты хлыстов имеют строгое назначение: внушать верующим страх Божий. «В страхе, трепете, молчании надо жизнь проводить» такова одна из заповедей, определяющих поведение каждого верующего. Для осуществления этой цели разработана целая система мер психического воздействия на членов секты: прежде всего это - постоянное физическое и психическое истощение членов общин, достигаемое с помощью постов, аскетического отказа от нормальной человеческой жизни, обеспечивающей культурный отдых, укрепляющей здоровье человека. Более того, обряды секты зачастую доводят верующих до такого психического состояния, когда у людей появляются слуховые и зрительные галлюцинации, которые под влиянием мистических проповедей и обрядов воспринимаются человеком как непосредственное общение со Святым Духом. Все направлено на то, чтобы специально культивировать и поддерживать особую психологическую обстановку постоянного страха, недоверия по отношению к миру, обстановку общей нервной напряженности. [8.С.38-49].

Многие члены секты связаны семейным родством. Руководители стремятся разорвать и эти узы. Они делают все возможное, чтобы лишить людей таких чувств, как чувство любви к родителям и детям. Члены секты воспитываются в духе недоверия и подозрительности не только к окружающему миру, но и к своим родственникам, родителям, детям. Родители до определенного времени должны скрывать от детей свою принадлежность к секте. Вовлекать детей в секту рекомендуется постепенно и в высшей степени осторожно. После вовлечения в секту своих детей их «не надо держать в уме», а поскорее «отдать на престол богу-отцу», т. е. полностью поручить их воспитание и судьбу вожакам секты. Дети приносят только вред для души, убеждают руководители секты верующих, а поэтому «порвите связь с ними и не вкладывайте сердце свое в них! В секте широко применяются жестокие меры наказания, вплоть до изгнания из общины, а порой до принесения жизни в жертву Богу. «Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет ей подчиняться». Одним из главных средств психологического воздействия на верующих является своеобразный бойкот со стороны общины провинившегося члена секты - духовный арест. Человек, оторванный от внешнего мира самой сектой, лишается и последнего, возможности общения с людьми. Такие наказания оказывают сильное воздействие на членов секты.

Делись добром ;)