Ранние отцы и апологеты

реферат

5. Основные темы произведений сщмч. Киприана Карфагенского «О падших» и «О единстве Церкви» - общее и особенное

Африканский богослов Фасций Цецилий Киприан, епископ Карфагенский, создатель канонического учения о единстве церкви и ее иерархии, избегая крайностей и неумеренного темперамента, создавал свои произведения в духе своего учителя Тертуллиана Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2004. С.504.. Важным проблемам III века посвящены два его произведения: «О падших» и «О единстве кафолической Церкви», которые затрагивают вопросы отступничества и раскола. Т.к. во времена гонений при императоре Декии (250 г.), отступничество расценивалось как смертный грех и возвращение в Церковь было очень затруднительно.

В своей книге «О падших» святитель Киприан говорит, что гонения и страдания обрушились на Церковь именно за грехи христиан. Потеряв бдительность они проводили дни свои крайне безнравственно, пренебрегали верою и наставлениями апостолов. Слишком долго жили они (христиане) в мире и спокойствии, что было чрезвычайно вредно для учения Христова. Народ позабыл о духовной чистоте, времен апостольских, заботился только о своем благополучии, богатстве, многие совершали жертвоприношения и клятвопреступления, ненавидели предстоятелей Церквей. Именно поэтому Господь устроил все так, «чтобы случившееся казалось более испытанием, чем гонением» Киприан Карфагенский, свт. Книга о падших. Православная библиотека. Азбука веры. [Электронный ресурс] // URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfagenskij/o_padshih/ (дата обращения: 27.09.2015)..

После окончания гонений встает вопрос о судьбах отступников. Очень многие люди претерпевшие гонения, муки пыток и страдания думали, что только они могут судить отступников. Но святитель Киприан считал, что только епископы должны нести ответственность за примирение с Церковью отступников и этому «должно предшествовать искреннее покаяние» Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2004. С.506.. В тоже время святитель Киприан считал, что нельзя слишком мягко относиться к падшим. Грех отступничества на земле не отпускается, один Господь может помиловать грешника и простить его, если будет осознана глубина падения: «Покаяние не должно быть менее преступления» Киприан Карфагенский, свт. Книга о падших. Православная библиотека. Азбука веры. [Электронный ресурс] // URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfagenskij/o_padshih/ (дата обращения: 28.09.2015)..

В результате ожесточенных споров о судьбе отступников, группа пресвитеров -- исповедников, недовольная решением Карфагенского собора, основанного на мнении святителя Киприана, откололась от Церкви. Поэтому в своем сочинении «О единстве кафолической Церкви», святитель Киприан предлагает свой взгляд на вопрос единства Церкви. Ссылаясь на Священное Писание, он говорит о том, что могущество Вселенской Церкви возможно при существовании поместных Церквей, как «одно тело и один дух... один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех...» (Еф. 4, 4-6).

Луч отделенный от Солнца тускнеет, ветвь отломленная от дерева теряет способность расти, ручей отрезанный от реки высыхает, без единства не возможно их дальнейшее существование. Таким образом Церковь, «озаренная светом Господним», пускает лучи по всей вселенной от единственного, нераздельного источника. Невозможно спасение вне Церкви, как не возможно было спасение во времена потопа, никто не смог выжить кроме Ноя и его семьи. Господь призывая к единению, указывает на апостола Петра и говорит, что «на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18-19). Апостолов много, но они едины духом, как должны быть едины епископы и едина Церковь Христова Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2004. С.507..

Ереси и расколы изобрел сатана, чтобы низложить веру, оторвать людей от Церкви, извратить истину и разъединить всех. Гордый и строптивый ум вредит человеку, не дает ему покоя и мирного сосуществования с ближними, сеет раздоры и хаос -- утверждает святитель Киприан Киприан Карфагенский, свт. Книга о падших. Православная библиотека. Азбука веры. [Электронный ресурс] // URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfagenskij/o_padshih/ (дата обращения: 28.09.2015).. Но порою Господь попускает расколы, чтобы отделить «плевелы -- сыны лукавого» от пшеницы (Мф. 13, 38) и рассмотреть где вероломные враги, а где преданные друзья.

Святитель Киприан твердо уверен, что только в Спасителе, как в Главе единой и неразделимой Церкви, возможно спасение человека. Только так можно обрести жизнь вечную. Очень страшно становится за тех, кто разрывает с Церковью Христовой, хулит Бога и отрекается от Него. Господь может пребывать только среди верных, миролюбивых и исполняющих заповеди Его, «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20).

Делись добром ;)