Раскол христианской церкви в 1054 году

курсовая работа

Заключение

Когда мы сейчас слышим выражение «средневековая церковь» у нас в сознании всплывает представление о «пылающих кострах инквизиции». Но была у христианской церкви и история предшествующая этим событиям. Мало кто, говоря о средневековой церкви Западной Европы, вспоминает, что еще в первые века средневековой эпохи христианская церковь для Западной и Восточной Европы была единой. У нас в сознании настолько укоренилось представление о католической и православной церквях как о целостных и самостоятельных, что трудно представить единую христианскую церковь с обрядами и догматикой общими для всех прихожан. Это затруднение вполне понятно, если вспомнить, что со дня раскола прошло более девяти веков.

15 июля 1054 года - этой датой была поставлена «точка» в существовании единой церкви Христа.

Если говорят, что история отнюдь не есть абсолютно безгрешна, что она допускает свои парадоксы, то одним из самых ярких доказательств этого служит данное событие колоссальной, но печальной важности. Парадоксальность его заключается в том, что на момент раскола западная и восточная кафедры нуждались друг в друге как никогда. Но такого серьезного разрыва не произошло бы, если бы этому не предшествовал длительный период разногласий и в этом плане IV-XI века в истории христианской Европы не остались незамеченными.

Шесть веков христианской истории копили по крупице разногласия, распри. В связи с этим нельзя согласиться с мнением, что событие раскола это разрыв отношений высшего духовенства: столкновения алчных, высокомерных кардинала Гумберта и патриарха Михаила Керуллария, которое получило неподобающее ему историческое значение. Безусловно, такая точка зрения имеет место, но разногласия появились еще задолго до появления на политической арене этих личностей. Причины раскола начали зарождаться еще в IV веке и носили этнографический характер. У отдаленных народов формировался различный менталитет. Греческое сознание, в значительной степени склонное к теоретическому осмыслению христианского учения, занималось детализацией и формулированием сложных богословских доктрин. Запад же, отрицал участие разума в деле веры и по большей части избегал научных исследований о догматах веры и вообще не интересовался отвлечёнными богословскими вопросами, но зато обращал большое внимание на внешнюю обрядовую сторону. В связи с этим можно говорить, что помимо двух иерархов в 1054 году столкнулись два народа, имеющих различное мышление, а значит изначально не понимающих друг друга. Это утверждение подтвердиться позднее при попытках воссоединения христианских церквей, когда из-за вышеуказанного различия против союза друг с другом будет протестовать сам народ.

Делись добром ;)