Религии народов России

курсовая работа

в)Распространение буддизма

Проповедь новой религии имела широкий успех в Индии. Она отвечала потребностям разных слоев населения. Для городских классов буддизм был оружием борьбы против аристократии и ее привилегий. Угнетенным народным массам, не видевшим никакого выхода из нужды и бедствий, буддистское учение указывало какой - то путь к избавлению от них. Члены низших бесправных каст, вступая в буддистскую монашескую общину, приобретали некоторые человеческие права: к ним там относились как к равным. Это учение не требовало дорогостоящих жертвоприношений, сложных и обременительных обрядов. К этому надо прибавить, что Гаутама - Будда и его ученики проповедовали народу на понятном разговорном языке.

Широкому распространению буддистского учения содействовала так же хорошая организация монашеских общин. В них господствовали строгая дисциплина, повиновение старшим.

Однако, около I века н. э. произошел самый глубокий раскол в учении буддизма, когда он распался на два течения: Хинаяну (малая колесница, узкий путь к спасению) и Махаяну (большая колесница, широкий путь к спасению). Сторонники Хинаяны стояли за строгое соблюдение устава, придерживались догматов первоначального буддизма. Сторонники Махаяны, напротив, во многом далеко отходили от учения Гаутамы.

Распространение буддизма шло рука об руку с влиянием индийской культуры, с расширением индийской торговли. Постепенно буддизм проник на Цейлон, Оттуда проповедники перенесли это учение на Бирму и Сиам (еще до V в. н. э.), на острова Индонезии (с V в. н. э.); в Индонезии буддизм продержался до XIV в., когда был вытеснен исламом (сейчас следы буддизма сохранились только на острове Бали). Во всех названных странах буддизм распространялся в хинаянистской форме; поэтому Хинаяна стала позже называться южным буддизмом. В Китае, напротив, хинаянистское вероучение, проникшее туда еще в I веке н. э., не удержалось, и позже, особенно с V века, в Китае получил господство уже махаянисткий буддизм. Из Китая буддизм проник в Корею, а оттуда в Японию. В Японии буддизм сохранился вплоть до наших дней.

Главной же страной, где наиболее пышным цветом распустилось учение Махаяны, был Тибет.

Для всего северного буддизма Тибет является метрополией, заветной страной. Лхаса - священный город, куда отовсюду стекаются паломники - буддисты. Большинство населения этого города составляют монахи. Тибетский язык является священным у всех северных буддистов.

Повседневный культ давно выродился в пустую формальность. Придается большое значение механическому повторению молитвенных формул.

Монахов в буддистских странах очень много. Есть обычай из каждой семьи посвящать в монахи (ламы) по крайней мере, одного мальчика. В Тибете число лам достигает четверти всего населения страны.

Делись добром ;)