Религии народов России

курсовая работа

д) Буддизм в России

Буддизм в России представлен ламаизмом (махаяна) относящийся к той ветви буддизма, которая шла из Индии через Тибет и Монголию и была распространена кроме тибетцев среди монголов, ойратов, бурят, а так же тувинцев. Около 400 лет назад появились первые буддийские монахи на территории современной Бурятии, затем в Туве, в конце 16 в. Благодаря монгольским ламам буддистами стали калмыки. В первые буддизм проник на территорию России в конце 16 - начале 17 в.в. в результате переселения в низовья Волги калмыков ( ойратов).

В 1741 г. Вышел указ императрицы Елизаветы Петровны об официальном признании буддизма в России и присвоение главе бурятского буддизма титула пандидо хамболамы. К концу 19 в. Буддизм в России представлял собой развитую религиозную систему . В бурятских аймаках в Восточной Сибири функционировало 48 монастырей и дацанов( 15 тыс. священнослужителей), в Калмыкии было 105 храмов и монастырей( 5200 служителей культа), а в Туве находилось 34 монастыря и хурэ (крупный храмовый комплекс с 4000 служителей). В 1915 г. В Санкт-Петербурге по инициативе известного буряцкого деятеля и дипломата, учителя Далай-ламы ХШ Агвана Доржиева был построен буддийский храм на средства, собранные дацанами и верующими из Бурятии и Монголии. В дореволюционной России государство старалось учитывать интересы и запросы народов, исповедующих буддизм : монахам позволялось отправляться на учебу в Тибет, строились новые храмы ( сумэ ) и монастыри ( дацаны ). В них создавались богословские и медицинские школы. Развивались книгопечатание, иконопись, культовое зодчество. Работали различные мастерские по обработке металла и дерева, шитью и вышивке, аппликации для художественного ламаистского культа. Ученые ламы имели возможность сдавать популярную религиозную литературу дидактического и художественного характера. Буддизм прочно вошел во все области жизни большей части монголо-язычного населения России. Он стал важным фактором формирования нравственности, народных обычаев и традиций.

В советское время буддизм, как и другие религии, понес невосполнимые потери. К концу 30-х годов в Калмыкии не осталось ни одного курула или молельного дома, в Бурятии были разрушены почти все дацаны, а в Туве не осталось ни одного храма (хурэ). Репрессии в отношении священнослужителей привели к исчезновению буддистской санхги (монашеской общины). Отдельные ламы, уцелевшие после всевозможных чисток и ссылок, отправляли службы нелегально. Ситуация изменилась лишь в конце Великой Отечественной войны. В 1946 возобновило свою деятельность Центральное духовное управление буддистов, учрежденное в 1922 . Резиденция ЦДУБ СССР в Иволгинском дацане близь Улан-Удэ. В 50-70-е годы устанавливаются международные связи с зарубежными буддистскими организациями многих стран, прежде всего Азии, а также Европы, США, Австралии. Значительные расширения этих связей отмечается в 80-е годы. В последние годы идет интенсивное строительство новых дацанов, храмов, реконструкции и восстановление старых. В столицах Калмыцкой и Тувинской республик службы проводятся в приспособленных для этого зданиях , а в крупных городах члены общин собираются в частных домах и квартирах. Во вновь открыты эгитуиский дацан, вернули всемирно известную святыню буддистского мира Задан Жу, которая многие годы хранилась в запасниках краеведческого музея. Во всех бурятских аймаках республики построены или строятся новые дацаны. Начал функционировать буддистский храм, построенный в 1915 в Санкт-Петербурге. С 1992 государство начало оказывать материальную помощь в восстановлении и реконструкции монастырей и храмов, являющихся памятниками национальной культуры. В столице Бурятии г. Улан-Удэ продолжается строительство буддистского комплекса. Значительным событием для буддистов России явился приезд в РФ в 1991 Его священства Далай-ламы ХIV Тензин гьяцо. Сегодня во всех крупных городах России созданы буддистские общины, общее количество которых достигает 150 . Всероссийской организацией является созданные в 1992 Всероссийский центр дальневосточного буддизма махаяны(ВЦДБМ, г. Ульяновск),

Объединяющий несколько буддистских общин, существующих в разных местах России. В 1991 создано Объединение буддистов Калмыкии (ОБК). Несколько общин крупных и мелких, действуют в Москве: Московская буддистская община традиции гелук, “Центр Подмасамбхавы”, Община «Русский национальный буддистический центр Ньингма», Московское объединение буддистов «Соломенная хижина», Московское объединение Бон - буддистов. В Санкт - Петербурге имеется до десяти буддистских общин: религиозное общество буддистов «Дацан Гунзэчайнэй», «Дзогчен - община Санкт - Петербурга», линии Намкхай Норбу ринпоче, Школа дзен, «Кван Ум» Санкт - Петербурга (южно-корейский буддийский орден Чоге), несколько общин объединены в «Санкт - Петербургский союз буддистов». Буддийские общины имеются так же в Анапе, Белгороде, Казани, Краснодаре, Ростове - на - Дону и других городах.

Часть общин создается при непосредственном участии известных буддийских проповедников, в т.ч. представителей тибетского буддизма, которые в последние годы стали часто посещать Россию. Их визиты организуются различными буддистскими организациями: обществами друзей Тибета, общинами, а так же журналом «Путь к себе». Они читают лекции по теории буддизма и проводят семинары - затворничества. Упорядочилась подготовка служителей культа. Образование будущие монахи получают в Высшем Буддийском институте в Монголии, Бурятии, а так же Тибета. Значительный размах получила издательская деятельность буддийских центров, объединений и общин России. Одно из наиболее известных буддийских изданий России - журнал «Буддизм в России», выходящий 2 раза в год в Санкт - Петербурге. Нерегулярно в Калмыкии выпускаются журналы «Мандала» и «Шамбала». Из других журналов следует отметить журналы «Путь к себе» (г. Москва), «Гаруда», философско-образовательный «Будда», «Мир Кагью», «Буддист», «Новости Тибета» (Тибетского культурного и информационного центра, г. Москва).

Делись добром ;)