Религиозная вера и потребности человека

реферат

Особенности соотношения религиозной веры, чувства и научного знания

"Вера и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая". (Шопенгауэр А.)

В своей первоначальной форме вера есть чувство личной заинтересованности в предмете веры. Человек верит, если относится к этому предмету эмоционально (если это близко не только его уму, но и сердцу). Вера уходит в глубину психики и не может существовать без чувственной окраски, что существенно отличает веру от знания. Знать можно многое, что не затрагивает интересов личности и не вызывает эмоциональной или оценочной реакции. То, что в знании выступает как содержание, в вере предстает не как словесная формула, а как переживание, поэтому она обладает внутренней самодостоверностью. В таких случаях опровержения с помощью рациональных доводов не помогают, потому что чувство может быть вытеснено только другим чувством [1, c.367].

Религиозная вера не может быть ослаблена рациональными аргументами, так как для большинства людей она обнаруживает себя как нечто чувственное; но она может быть уменьшена путем создания новой, эмоционально более ярко окрашенной доминанты. Бессилие логических доводов связано с тем, что доминанта веры под руководящим влиянием сложившейся Модели Мира так меняет восприятие человека, что он становится избирательно глухим. В этой зоне он не слышит голос рассудка. Для переживавшего хоть однажды особое психическое состояния или религиозное просветление они истина прежде всего потому, что это собственное ощущение и, что не менее важно, это переживание, и достигнутое с его помощью постижение помогают человеку жить. Даже если поместить его в тюрьму или в сумасшедший дом, нельзя изменить личные ощущения. Чаще всего силовые воздействия только закрепляют силу убеждения.

Известен тип людей, особенно расположенных к чувственному постижению мира. К их психологическим портретам нередко обращался в своих романах Л.Н. Толстой. Он утверждал, что чувство, в особенности нравственное, вернее ведет к истине, чем выкладки разума. Истиной разума являются дискретные элементы, диктуемые отдельными желаниями, потребностями, волей. При мышлении чувствами истина обобщается, как бы окрашивая в свой цвет обширную зону бытия, и таким образом умножая ее смысл. Так, в романе "Война и мир" раненый князь Андрей главные жизненные выводы делает посредством обостренных впечатлений и чувств. Он мыслил посредством эмоций. Иначе говоря, у него сложилось не новое мировоззрение, а новое мироощущение.

Вера представляет собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого аспектов. Когнитивный аспект означает принятие в качестве истинного тезиса, не доказанного с достоверностью или принципиально недоказуемого. Эмоциональный аспект предполагает переживание религиозного тезиса как ценности высшего порядка. Волевой аспект свидетельствует о появлении решимости придерживаться тезиса вопреки жизненным обстоятельствам и сомнениям [2, c.61].

В ценностном отношении вера оказывается выше разума, который тоже является даром Бога, но с помощью разума человек познает естественный мир, а с помощью веры - Бога. Однако гносеологическая позиция веры (принятие в качестве истинного тезиса, принципиально недоказуемого) приходит в противоречие с общекультурными установками рационализма. Это отмечено и в Библии: "эллины ищут мудрости, но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых…".

Столкновении веры с рациональной критикой представлено исторически сложившимися вариантами:

1) ортодоксальная форма: "верую, чтобы уразуметь" - позиция, официально принятая церковью;

2) вольнодумствующая форма: "разумею, чтобы уверовать" - позиция, рассматриваемая официальной церковью как еретическая;

3) экстремальная форма: "верую, ибо абсурдно" - вера не нуждается в рациональном обосновании;

4) концепция "двойственной истины": (гармонии разума и веры) основана на принципе разделения сфер веры и разума [2, c.62].

Вера обладает особой способностью быть посредником между чувством и знанием, сердцем и умом, поскольку она и чувство, и знание, и волнение по поводу знания. Б. Рассел считал, что вера является обязательным посредником между внешним миром, образом и идеей, тем самым он фиксировал внимание на интервале перехода от возможности к достоверности. В этом понимании вера - своего рода трансформатор, преобразующий умственную энергию в душевную, и обратно, поэтому ее следует отнести и к области чувств и к области информации. От того, что разум действует на чувства не прямо, а через веру, возникает парадокс: можно не знать, но верить, а можно знать, но не верить. Когда у человека нет способности верить, его знания не становятся убеждением [1, c.368].

Как только механизм посредничества перестает действовать, как только человек теряет веру в свои знания, он становится бессильным, для совершения им поступков появляется необходимость в принуждении.

Люди расположены верить в то, что возбуждает их чувства. Их волнует и вызывает активное личностное отношение то, что соответствует идеалам и системе ценностей, т.е. находится в соответствии с их Моделью Мира. Это воспринимается ими как нечто правильное. На этом пути религия не имеет себе равных. Она обладает чудесной способностью даже невыносимые страдания человеческой души обращать в глубокое ощущение счастья.

Религия стремится размежеваться с наукой. Межа проходит там, где религия допускает противоречие с накопленным человечеством положительным знанием. Она отличается от науки и включением цели бытия. Наука дает объяснение, основанное на законе причин и следствий и исключающее цель. Вера, вопреки разуму, может быть представлена как откровение (Инсайт). Защищаясь от нападок интеллекта, религия поясняет, что в ней познание происходит в другой форме и по своему характеру оно совершенно иного рода, чем познание, доступное интеллекту. Выстраивая всю картину мира иными, чем у науки, способами вера отмечает, что попытки познать Бога рационально, с необходимостью подчиняясь логической дисциплине, с одной стороны соединяет мыслящего человека с Ним (он стремится понять), а с другой (излишними сомнениями) отдаляет от Него.

Восприятие веры зависит от доминантности личности, т.к. она способствует достижению субъективного ощущения истинности разными путями. Если человек праводоминантный, то большую роль в его движении к вере играет воспитание, традиции и повышенная способность к самосовершенствованию путем уподобления и идентификации с учителем.

Леводоминантные люди скорее приобщаются к вере через накопление аргументации. Здесь важнее не кто сказал, а что сказано, сами доводы, а учитель воспринимается лишь как транслятор аргументов.

И. Кант в "Критике чистого разума" рассматривал веру как особый способ признания истинности суждений, имеющий три ступени: мнение, веру и знание: "мнение есть сознательное признание чего-то истинным, недостаточное как с субъективной, так и с объективной стороны. Если признание истинности суждения имеет достаточное основание с субъективной стороны и в то же время считается объективно недостаточным, то оно называется верой. Наконец, и субъективно и объективно достаточное признание истинности суждений есть знание.И. Кант соотносил веру с поведением человека, прежде всего - моральным, полагая, что вера в Бога и в бессмертие души чрезвычайно важны для человека. "Моральную" веру И. Кант отличал от церковной веры, основывающейся на законах, исходящих от воли другого. "Моральная" же вера основывается на внутренних законах человека, она находится в "пределах его разума" [2, c.64].

В современной терминологии эта мысль может быть выражена так: на вершине осознанного развития людей находится научное знание, а на вершине подсознательного - религия. Их взаимодействие движет прогресс духовного развития человека, являясь мощным фактором, способствующим развитию и религии, и науки. Для их прогресса необходимы как пророческая метафоричность религии, так и логическая точность науки.

Вера выступает в двух ипостасях - как доверие к показаниям органов чувств и как отношение к не вполне подтвержденным на сегодня знаниям. В первом случае - это ощущение возможности проникать в объективную реальность (в отличие от уже подтвержденного знания), во втором - это сомнение в точности знания, которое приходится принимать на веру в тех случаях, когда предмет веры является чем-то гипотетическим.

Вера нужна только там, где нельзя знать наверняка.

Она возникает вследствие необходимости иметь знание там, где оно почему-либо невозможно. Тогда можно принимать в качестве истины недоказанное объяснение.

Наука может эффективно двигаться вперед, только заражаясь верой. В таком понимании вера является необходимым условием достижения знания [1, c.372].

Делись добром ;)