logo
Религиозная дохристианская культура Древней Руси

2. Божества, покровительствующие земным общечеловеческим основам жизни

Среди исследователей славянской культуры нет единого ответа на вопрос, кто был у древних славян богом солнца? Некоторые полагают, что бог солнца у древних славян был Ярило, другие - Дажьбог, третьи называют Световида - это не совсем так. Отчасти каждому из главных племенных языческих богов, какими являлись Дажьбог и Световид, были присущи черты Бога Солнца, с другой стороны, и этим богам и солнцу придавали свойства мужские, свойства Рода. Однако у юго-восточных славян был бог солнца Хорс. Не случайно в «Слове о полку Игореве» Хорс упоминается именно в связи с югом, с Тмутараканью.

Рассмотрим теперь связанных, очевидно, между собой богов: Сварога, Дажьбога. Первый из них не представлен среди идолов Владимирова пантеона и, таким образом, не входит в перечень «семи богов». Но существует свидетельство, которое позволяет исследователям считать его персонажем высшего уровня мифологической иерархии. Это вставка, включенная славянским переписчиком в перевод отрывка из «Хроники» византийского автора VI в. Иоанна Малалы (в так называемой Ипатьевской летописи). Сварог отождествляется с повелителем огня и кузнечного дела - и говорится, что после Сварога царствовал его сын Солнце, которого называют Дажьбог (Даждьбог).

Постоянный атрибут Сварога - огонь, зажигаемый в ритуальных целях под овином и называемый сварожичем. Поскольку нигде не упоминаются идолы Сварога и он отсутствует в обычных перечислениях богов, мы имеем основания считать его персонажем более низкого уровня - духом огня. Но приходится и учитывать то, что он назван отцом Дажьбога, что не дает возможности вовсе «опустить» его до уровня мелких демонов.

Сварог - верховный владыка Вселенной, родоначальник прочих светлых богов или, как называли его славяне - великий, старый бог, прабог, в отношении к которому все другие стихийные божества представлялись его детьми, прибогами (т.е. младшими, от него происшедшими). От него родились боги солнца, молнии, облаков, ветров, огня и вод. Сварог, как олицетворение неба, то озаренного солнечными лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями, признавался отцом солнца и огня.

Сварожич - огонь, сын неба-Сварога. Происхождение земного огня приписывалось нашими предками богу гроз, который послал на землю небесное пламя в виде низринутой молнии.

Перун- Сварожич - другой сын Сварога-неба, огонь-молния. Молнии были его оружие - меч и стрелы; радуга - его лук; тучи - одежда или борода и кудри; гром - далеко звучащее слово, глагол божий, раздающийся свыше; ветры и бури - дыхание. В последствии распалось на отдельные божества - бог грома и молнии Перун, земного огня Сварожич, воды Морской царь, ветров Стрибог.

Дажьбог - Солнце, сын Сварога. Обожание солнца славянами засвидетельствовано многими преданиями и памятниками. Солнце - творец урожаев, податель пищи, и потому покровитель всех бедных и сирых. Вместе с тем солнце является и карателем всякого зла, т.е. по первоначальному воззрению - карателем нечистой силы мрака и холода, потом нравственного зла - неправды и нечестия. Каждый день повторяется борьба, и каждый раз побеждает Солнце.

Сам Дажьбог в перечнях имен богов обычно упоминается вместе со Стрибогом. Оба бога упомянуты в «Слове о полку Игореве», причем русский народ дважды назван Дажьбожьим внуком, что позволяет предположить в этом боге мифического родоначальника или покровителя древних русичей.