Религиозная культура

реферат

1. Христианство и русская культура

Выбор веры -- один из постоянных сюжетов мировой куль-туры. Интересен не только сам факт обращения Киевской Руси к византийскому варианту христианства, но и то, как он моти-вировался. Древнерусские люди использовали при выборе веры эстетический критерий: их прежде всего поразила красота ви-зантийского церковного обряда красота службы, храма, пения. Вот как описано впечатление от посещения византийского храма посланных Владимиром в Царьград десяти «славных и умных» мужей в первой русской летописи -- «Повести Времен-ных лет»: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где они служат Богу своему, и не знали -- на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и. не знаем, как рассказать об этом... И не можем мы забыть красо-ты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького...» И эта связь христианской религии и красоты, прочувствованная и воспринятая русским человеком, долго и тщательно сохранялась в отечественной культуре и послужила источником создания многих художественных шедевров.

Вступив в христианский мир, Русь не только не потеря-лась, но обрела в нем через кирилло-мефодиевское наследие свое собственное лицо. Принятие христианского наследия нашими предками можно уподобить обильному весеннему дож-дю, на который земля отвечает красотой своего цветения, бла-гоухания и изобилия. Если хотя бы бегло взглянуть на те пло-ды, которые произросли на отечественной почве в области культуры благодаря Благой Вести, то невольно поражаешься как обилию этих плодов, так и их глубинному значению для самопознания человека. Не стремясь к хронологической и жан-ровой последовательности, приведем несколько примеров. Это и шедевр древнерусской литературы «Слово о Законе и Благо-дати» митрополита Илариона, и поражающий «прелестью про-стоты и вымысла» (слова А.С. Пушкина) Киево-Печерский патерик; и соборы Киева, Новгорода, Пскова, Владимира, Суз-даля; и картины на библейские сюжеты А.А. Иванова, Н.Н. Ге, В.М. Васнецова, М.В. Нестерова; и стихотворения на библей-ские темы, написанные А.А. Блоком Г.Р. Державиным, В.А. Жуковским, М. Лермонтовым, А.С. Пушкиным, М.В. Ло-моносовым, А.С. Хомяковым, и русская классическая религи-озная философия конца XIX -- начала XX в.; и шедевры рус-ской церковной музыки (Д.С. Бортнянский, С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский); и наконец, русская икона, мировое значе-ние которой сегодня общепризнано.

Христианская вера сформировала картину мира древнерус-ского человека. В центре ее находились представления об от-ношениях Бога и человека. В русскую культуру органично во-шло представление о любви как о силе, доминирующей в жиз-ни людей и в их отношениях с Богом и между собою. Важней-шая для христианской веры идея личного спасения ориентиро-вала человека на самосовершенствование и способствовала развитию индивидуальной творческой деятельности. Человек имеет несколько «оболочек»: внешнюю, т.е. тело, и внутрен-ние, как бы вложенные одна в другую -- Душу, Дух. Духовный центр человека -- образ Божий. Развитие, совершенствование человека мыслилось как переход от внешних оболочек к внут-ренним -- до того предела, пока внешние оболочки не сдела-ются совершенно прозрачными и не проявится во всей полноте и ясности содержащийся в человеке образ Божий.

Христианская картина мира определяла не только отноше-ния Бога, Человека и его Души, но и положение человека в мире природы и в истории. Языческое сознание космогонично и циклично. Христианское же сознание обладает историзмом. Время для язычника движется по кругу, определяемому сменой времен года. Коляда, Овсень, Масленица, Кострома и другие мифологические персонажи каждый год приходили в мир лю-дей и покидали его, чтобы вернуться в следующем году Хри-стианин живет в системе разомкнутых временных координат, ощущая свою связь с всемирной историей и с будущим; само же время рассматривается им как спираль. Любое историческое и даже частное событие может иметь аналогию в прошлом. Христианское богослужение всегда включает в себя воспомина-ние о событиях Священной истории. Наверное, переход от космогонического к историческому мировосприятию, проис-шедший с русскими людьми на рубеже IX--Х вв., и вызвал по-явление такого неповторимого явления, как русские летописи, которые буквально пронизаны острым ощущением потока дви-жущегося времени.

Человек в христианском мире обладал даром свободы. Ис-тория же -- результат свободного творчества человека, итог сознательно осуществляемого выбора. Согласно представлениям древнерусского человека, в истории проявляется действие двух начал -- добра и зла. Доминирующим началом русский человек считал добро; зло же, как предполагалось, существует в ограни-ченном масштабе для проверки человека. Зло осуществляет себя в насилии и разрушении, добро -- в милосердии и в созида-тельной человеческой деятельности. Важнейшая форма такого созидания -- творчество в сфере духовной культуры.

Делись добром ;)