Религиозные воззрения Морихея Уэсибы в становлении айкидо Айкикай

курсовая работа

ГЛАВА 2:РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АЙКИДО

айкидо единоборство уэсиба религиозный

Для понимания существенных черт становления айкидо и его основополагающих принципов нельзя отбрасывать в сторону религиозные воззрения Морихея Уэсибы. На сегодняшний день, по наличию и глубине религиозности с айкидо из всего обширного семейства бу-дзюцу (боевые искусства) может сравниться, пожалуй, только Сёриндзи-кэмпо. Но если в официальных государственных органах Японии Сёриндзи-кэмпо зарегистрировано как религиозная организация, то айкидо Айкикай всё же состоит в статусе школы боевого искусства. Имея такой статус, среди последователей айкидо и его противников сегодня возникает немало споров и дискуссий относительно истинной сущности и боевой эффективности айкидо. И та и другая сторона приводит немало убедительных доводов в свою пользу, но редко кто из них упоминает, а то и понимает религиозную составляющую айкидо. В этой главе мы рассмотрим религиозный фактор, участвующий в формировании айкидо. Из исследования биографии Морихея Уэсибы, можно выявить три основных момента, которые оказали влияние на его характер, религиозные убеждения и как следствие созданную им систему единоборств -- айкидо.

Во-первых, стоит учесть личный жизненный опыт основателя айкидо. Сюда можно отнести его воспитание в традиционной самурайской семье и соответственно уже родители Морихея заложили в него первые зачатки религиозности. Далее, начиная с шести лет, Уэсиба проходил обучение в средней школе открытой при синтоистском храме, где одним из главных предметов было изучение трудов Конфуция. Чуть позже и не без инициативы своего отца, Морихей заинтересовался школой буддизма Сингон (истинных слов). в своей книге об основателе айкидо пишет, по этому поводу: «Он был буквально очарован изысканными ритуалами, мистическими псалмами, экспериментами, связанными с вызыванием зрительных образов, а также методикой медитации эзотерического буддизма школы Сингон».

Его первым духовным учителем можно посчитать , который в соответствии с идеологией школы Сингон, научил своего ученика исполнению обряда «огненной закалки». Этот обряд, собственно, положил начало целой серии последующих опытов в духовных поисках, через которые прошел Морихей на своем жизненном пути: «В процессе огненной закалки я ясно ощущал, как внутри меня под воздействием божественных сил формируется настоящий воин, непобедимый и несокрушимый ни при каких обстоятельствах». Обучение у , было даже подкреплено выдачей Уэсибе специального аттестата школы Сингон, так называемой «Печати Знания».

Уделяя с детства пристальное внимание физическому развитию своего тела, Уэсиба никогда не забывал о своей душе и, оставаясь истинно верующим человеком, продолжал свято верить в мантру сингон. А соблюдение синтоистских ритуалов очищения в водах океана и водопадов было для него вообще строго обязательным. Одним из наиболее важных для себя достижений в юношеские годы Морихей считал совершенное им вместе с матерью паломничество в западную часть Японии, к так называемым «тридцати трём Священным Местам».

Также, кажется, логично предположить, что на мировоззрение Морихея Уэсибы оказало его участие в русско-японской войне. Много лет позднее, в 1962 году, Морихей сказал в одном из своих интервью: «Мне, очень нравилось служить в армии, однако я всегда подсознательно чувствовал, что война как таковая не решает проблем. Война - это, прежде всего смерть и разрушение, которые вряд ли кому-то по душе». Сказались в его жизни и неоднократные удары судьбы в лице смертельных заболеваний. Именно после победы над одной из таких болезней, терзаемый в духовных поисках Уэсиба поступил в школу Такэды Сокаку Дайто-рю айки-дзюцу.

Далее мы рассмотрим именно этот момент в жизни основателя айкидо, так как Уэсиба почерпнул в школе Дайто-рю очень важные для себя опыт и знания, повлиявшие на его религиозные воззрения. Но здесь имеются в виду не техники, полученные Морихеем в процессе обучения от своего учителя Такэды Сокаку, а постижение и овладение основателем айкидо такого чуждого для западного человека понятия как энергия «ки». Для полноты понимания, разберем подробнее значение энергии «ки» в Дайто-рю айки-дзюцу и айкидо в частности.

Из дошедших до нас сегодня древних источников видно, что концепция «ки» рассматривалась многими мыслителями юго-восточной Азии, в тоже время она не ограничена их трудами, поскольку периодически менялась в процессе исторического развития. Трактовка понятия «ки» приобретала различные оттенки в разных сферах культуры и временных периодов существования восточноазиатской цивилизации. Например, в некоторых школах китайских философов, таких как идея «ки» считалась основным принципом гармонии и источником созидательной энергии, проявляющейся в форме Инь и Ян. В тоже время в культуре давалось определение, что энергия «ки» -- это жизненная сила, возникающая на основе правильных моральных представлений у человека, и она неизменно пронизывает всё сущее. Принесенная же в Японию концепция «ки», в сочетании с национально-этническими представлениями в духе синто, сформировала у японцев четкий взгляд на мир, включающий трактовку жизни и смерти. Вслед за этим, в IX в. понятие «ки» стала применяться и в боевых искусствах, а точнее в единоборстве зародившегося в старинном японском клане Минамото, названного позднее как Дайто-рю айки-дзюцу.

Используемый в названии школы термин «айки» или по-другому единение «ки», перекочевал в клан Минамото из буддийской практики. Он обозначает мистическое слияние энергии человека с энергией всей Вселенной, то есть с «телом Будды». Правда на основе полученных знаний в школе Дайто-рю, позже Уэсиба сформировал свой собственный и несколько иной взгляд в понимании термина «айки», о чем и писал в своих трактатах: «Дело в том, что понятие гармония, единение могут выражаться иероглифом «ай», поэтому я и решился назвать свою школу боевых искусств «айкидо». Действительно, понятие «айки» уходит своими корнями в глубокое прошлое. Но тот термин, которые употребляли воины в прошлом, коренным образом отличается от того смысла, который я вкладываю в это слово. Вот какое значение я вкладываю в «айки»: «айки» -- это не приём, с помощью которого побеждают врага, «айки» -- это путь примирения всего мира, путь, который должен объединить всех живущих в одну семью».

Вообще исследуя труды основателя айкидо иногда трудно понять основные моменты, так как высказывания, сформулированные им о «ки» описаны образным языком. Но внимательное чтение высказываний Морихея может в какой-то степени дать нам ключ к его личному пониманию. Для Уэсибы понятие «ки» - не просто внутренняя энергия человека. Это нёкое единое начало, которое пронизывает весь мир. С одной стороны, это энергетическая основа мира, а с другой -- его мельчайшие «кирпичики». Единение «ки» для него -- это единение всего со всем и обнаружение мельчайшего в великом. Следовательно, «Путь единения ки» и есть возвращение к тому первозданному состоянию, когда весь мир еще неделим и гармоничен настолько, насколько может быть непротиворечива абсолютная пустота.

Заключения Уэсибы о «ки», сформулированы им в результате его борьбы в течение всей своей жизни за чистоту истинного будо. Путем многолетних тренировок в боевых искусствах, они стали для него более внутренними и духовными, по мере развития мысли основателя айкидо. А состояние единение «ки», по мнению Уэсибы, невозможно объяснить на уровне слов, его можно лишь пережить как откровение, сходное с переживанием религиозного опыта. Мир, в котором «всё есть одно», виделось основателю айкидо как золотое сияние, как сияющая дымка -- именно таким он предстал перед Морихеем в его просветлении.

Наконец, самое значительное влияние на Уэсибу оказал лидер религиозной организации Омото-кё Дэгути Онисабуро. Секта Омото-кё была основана в 1892 г., в месте под названием Аябэ префектуры Киото и считается одним из современных направлений в синтоизме. Её рассвет приходится на начало прошлого века, то есть годы, когда Уэсиба достиг «духовной зрелости», закончил своё обучение в школе Дайто-рю и искал в бу-дзюцу, что-то иное, нежели чисто боевой аспект. Именно в это время, в 1916 г., произошла встреча Онисабуро с Уэсибой, предрешившая всю дальнейшую жизнь будущего создателя айкидо.

Если попытаться кратко изложить суть учения Омото-кё, то можно сказать, что в понимании её адептов существует некое Единое или Истинное божество, названой «Великой основой этого мира». Оно стоит над миром духов, которые искажают разум человека, толкают его на неоправданную жестокость, торопливость в решениях, побуждают к желанию выйти победителем любой ценой. Это Единое божество обладает как бы тремя ипостасями -- сущностью, энергией «ки» и душой. Чтобы познать сущность Единого истинного божества, надо наблюдать за природными явлениями. Для постижения и овладения «ки» Истинного божества необходимо осознать суть вечных превращений и трансформаций в природе. И наконец, для постижения души, то есть высшего проявления Истинного божества, следует наблюдать за состоянием сознания и психики всех живых существ, животных и людей, так как в них и проявляется душа божества.

Как и видно, из выше сказанного некоторыми схожими убеждениями с учением Омото-кё, Уэсиба уже обладал, поэтому проявленный его интерес к личности Онисабуро не удивителен. По сравнению с множеством религиозных мессий и авантюристов-пророков, наводнивших Японию в период реставрации Мейдзи. Онисабуро был выдающейся и неординарной личностью. Являясь прекрасным духовным наставником, Дэгути смог очаровать будущего основателя айкидо. И это не было неким религиозным наваждением или помутнением разума под влиянием главы секты. Со слов самого Уэсибы он нашел духовного отца и учителя открывший ему свет на Истину. Придерживаясь пацифистских взглядов, Дэгути не осуждал увлечение Уэсибы боевыми искусствами и, более того, считал, что через постижение внутренней сущности будо человек способен осознать высшую цель своего развития -- достижения гармонии с Единым божеством. Именно он помогал достичь, и в случае если это было необходимо, давал пояснения Морихею о пережитом им состоянии, принятого называть в синтоистской практике как сатори.

В понимании Омото-кё, сатори объясняется как «одержание духом» или «боговдохновение». Это временное явление, когда дух или бог вселяется в человека и, как только дух оставляет его, человек, которым владел дух, тут же возвращается в нормальное состояние. Слияние с внутренней сущностью человека происходит тогда, когда свойства некоего духа или бога постоянно проникают в человеческую душу, хотя физическое тело всегда остается в нормальном состоянии.

Данное состояние основатель айкидо переживал как минимум три раза и часто об этом рассказывал своим ученикам. «В первые -- это произошло со мной в 1925 г. После нанесения поражения мастеру кэндо, я вышел в сад. Внезапно Вселенная задрожала. Золотой туман поднялся от земли и окутал меня. Я почувствовал себя преобразованным в золотой образ, и мое тело казалось легким, как перо. Внезапно я понял сущность мироздания: Путь Воина состоит в том, чтобы проявлять Божественную Любовь, дух, который охватывает и наполняет все вещи. Слезы благодарности и радости струились по моим щекам. Я осознал, что вся Земля -- мой дом, а солнце, луна, и звезды - мои близкие друзья. Все приложение к материальным вещам исчезло…». Второе видение имело место в 1940 г. «Около двух часов утра, выполняя ритуальное очищение, я внезапно забыл все приемы боевых искусств, которые когда-либо узнал. Все техники, переданные моими учителями, предстали совершенно по-новому. Теперь они были средствами для культивирования жизни, знания, достоинства и здравого смысла, а не способом, чтобы бросать и колоть людей». Третье видение случилось в 1942 г., в самый разгар второй Мировой войны. Морихей имел видение «Великого Духа Мира», пути, который мог бы вести к устранению всей борьбы и примирению человечества: «Мне открылось, что Путь Воина был неправильно истолкован как средство, чтобы убивать и уничтожать других. Те, кто ищут состязаний, делают серьезную ошибку. Бить, калечить или уничтожать -- тяжелейший грех, который может совершить человек. Истинный Путь Война состоит в том, чтобы предотвратить конфликт, это и есть Искусство Мира, сила Любви».

Из всего выше, сказанного можно сделать вывод: религиозным фактором в формировании айкидо послужили личная религиозность Морихея Уэсибы вложенная в него его родителями, обучение в юности в буддистской школе Сингон, а также судьбоносные встречи с главой школы Дайто-рю айки-дзюцу Такэды Сокаку и лидером синтоистской секты Дэгути Онисабуро. Вследствие, этого айкидо в сознании Уэсибы приобрело вид боевого искусства, философского учения и религии одновременно. А привитые основателю айкидо его синтоистским наставником (Онисабурой) принципы, переросли в собственные концепции.

На этом мы закончим рассмотрение религиозного фактора в формировании айкидо и перейдем непосредственно к его основным религиозно-философским концепциям.

Делись добром ;)