Религиозный экстремизм в России

реферат

3. Формы противодействия проявлениям религиозного экстремизма

Задачами государственных и общественных институтов по противодействию проявлениям религиозного экстремизма могут быть следующими.

В области совершенствования государственно-конфессиональных отношений:

- рассмотреть вопрос об образовании федерального органа, ведающего проблемами национальных и государственно-религиозных отношений;

- рекомендовать руководителям субъектов Российской Федерации образовать соответствующие структуры в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- создать при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах совещательные (консультативные) органы по вопросам государственно-религиозных отношений с непосредственным участием в их деятельности представителей общественных и религиозных объединений;

- аппаратам полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах в ходе проведения комплексных проверок, субъектов уделить внимание ходу реализации Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”. Определить Главным федеральным инспекторам в субъектах Российской Федерации задачи по контролю за реализацией Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»;

- постоянно осуществлять анализ этнокультурной и религиозной обстановки в стране и федеральных округах для органов государственной власти, принимающих решения по данным вопросам. В этих целях создать рабочую группу сети этноконфессионального мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, в состав которой включить научных работников, экспертов Совета Безопасности Российской Федерации;

- способствовать преодолению раздробленности и узконациональной ориентированности мусульманского духовенства, добиваться объединения усилий духовенства в борьбе с религиозным экстремизмом;

- содействовать созданию координационного совета, в состав которого входили бы муфтии Российской Федерации. Алексеева Т.А. Современные политические теории. М., 2011.

В ноябре 2002 года в Тольятти проходил «круглый стол» «Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере борьбы с экстремизмом», который организовывал аппарат правительства РФ. В качестве темы было заявлено - «определение степени готовности и необходимой глубины сотрудничества органов власти и религиозных объединений; выработка первоочередных и среднесрочных мер противодействия религиозному экстремизму». Ведущий «круглого стола» - министр по делам национальностей РФ Владимир Зорин сразу же поспешил обозначить степень важности обсуждаемой темы: «Религиозный экстремизм - опасность номер один не только для нашей страны, но и для всего международного сообщества. Этому злу противостоять можно только сообща…». В своем выступлении заместитель мэра Тольятти Яков Радюшин отметил: «Нужно поставить жесткий заслон финансированию из-за рубежа религиозных объединений. Закрытость их деятельности также очень опасна. Государство должно поддерживать те религиозные организации, которые открыты, традиционны. Поддерживать инициативы местного населения во взаимодействии религиозных объединений, а не заниматься формированием спроса для иностранцев». Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М.: Мысль, 2002.

В ходе работы «круглого стола» приводились примеры борьбы с религиозным экстремизмом. Например, в 1998 году представители шести традиционных конфессий Прикамья выступили с инициативой создания специального комитета. Старообрядцы, католики, лютеране, Русская Православная Церковь, мусульмане, иудеи объединились для решения назревших злободневных вопросов - борьбы с алкоголизмом, наркоманией, беспризорностью в регионе... Было принято решение создать юридическую организацию. Получилось «некоммерческое партнерство». Его представители организовали и провели много различных мероприятий, в частности, инициировали крупнейшую конференцию по вопросам религии и молодежи. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М.: Мысль, 2002.

На сегодняшний день существует целый ряд международных документов, включающих нормы о равенстве людей независимо от их вероисповедания и о их праве на свободу совести, которые являются основой для государственных органов любой страны при выстраивании взаимоотношений с религиозными объединениями.

Рассмотрим наиболее значительные документы, направленные как против расовой, национальной и религиозной дискриминации, так и против религиозного экстремизма.

Всеобщая декларация прав человека, где говорится о равенстве прав людей независимо от их расы, цвета кожи, языка, религии, национального или социального происхождения.

Международный пакт о гражданских и политических правах, в котором подчеркивается, что всякое выступление, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию по признакам национальной, расовой или религиозной принадлежности, должно быть запрещено законом.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод, не допускающая дискриминации в пользовании правами и свободами на основании расы, цвета кожи, языка, религии, национального и социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам.

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений предписывает государствам принимать эффективные меры для предупреждения и ликвидации дискриминации на основе религии или убеждений.

В Российской Федерации действуют официально зарегистрированные религиозные организации, представляющие 54 конфессии. Запрещены только религиозные секты, которые в своей деятельности используют антигуманные, направленные против здоровья людей или человечности формы и методы. Снижает эффективность борьбы с сектантами то, что процедура судебного запрета на их деятельность еще не выработана.

Русская православная церковь, на что неоднократно указывал в своих заявлениях Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и другие церковные иерархи, всячески способствует развитию интеграционных процессов, осуществляет широкую духовно-просветительскую и благотворительную деятельность. Она решительно выступает против тех, кто стремится политизировать межконфессиональные отношения или придерживается националистических, сепаратистских взглядов. Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриев А.В. Региональная конфликтология: концепты и российская практика. М., 2008.

Россия и впредь будет бороться со всеми проявлениями экстремизма, шовинизма, национальной и религиозной нетерпимости. Об этом сказал президент Владимир Путин на встрече с главным раввином России Берлом Лазаром в марте 2011 года.

«Борьба с антисемитизмом, с проявлениями любых других крайних течений - экстремизма, ксенофобии, в том числе и проявления шовинизма и антирусских настроений - все это будет постоянно находится в поле зрения официальных властей, правительства, президента», - заявил глава российского государства.

Путин, указав на то, что «российская государственность складывалась изначально в условиях многоконфессиональности», призвал к совместной работе государства и представителей религий в борьбе с проявлениями антисемитизма, ксенофобии, экстремизма. «Мы сможем работать эффективно, если будем работать совместно в условиях повышения доверия друг к другу, согласовывая все наши дела», - заявил президент во время встречи. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденная Указом Президента России от 12 мая 2009 года № 537 http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html

Делись добром ;)