Религия в контексте культуры

реферат

2. Религия и культура: происхождение понятия и смысла

Рассмотрим изученную нами при написании данной работы литературу.

Анализ этой литературы позволил выявить несколько точек зрения на рассматриваемую нами проблему.

Прежде всего это касается самого происхождение понятия и смысла слова "культура".

Например, Н.П. Семин говорит, что "культура" происходит от латинского слова "культивировать" - обрабатывать почву. Так как, по мнению автора первым проявлениями культурной деятельности человека была обработка земли [8, 44].

А.С. Голикова приводит совершенно другие аргументы, а именно по её мнению понятие "культура" произошло от слова "культ", так как основой культурной деятельности человечества по мнению автора являются именно религиозные и ритуальные действия, с помощью которых человек призывал высшие силы, "общался" с ними [2, 64]. То есть можно сделать вывод о том, что базой для развития культуры послужила имена религия.

Этой же точки зрения придерживается и Л. Мамфорда - анализ его работа показал, что автор полагает, что культурная работа была для развития человека важнее, чем физический труд [6, 91]. То есть важнее, чем обработка земли, было создание тотемных столбов, молитвенных дощечек, ритуальных танцев и песен, исполнение обрядов, то есть совершение чисто человеческих действий, преображавших душу человека. Да и сама обработка земли была священным обрядом, частью культа - то есть именно "культ" дал рождение "культуре".

Теперь рассмотрим вопрос о религии. Здесь также существуют различные точки зрения и подходы.

Один из наиболее известных подходов - функциональный, который рассматривает религию с точки зрения выполняемых ею функций. Именно этот подход дает возможность увидеть взаимосвязь религии и культуры. Функционального подхода придерживаются Р. Белла [1, 112] и А.В. Смирнов [8, 133]. Оба этих автора также говорят и о тесной взаимосвязи культуры и религии, их взаимном влиянии друг на друга. Хотя конечно, религия выполняет и многие другие функции, удовлетворяя различного рода потребности индивидов и социальных структур.

С точки зрения Р. Белла религия - призыв к осмысленной жизни (или точнее - один из призывов) [7, 14]. По мнению автора, главная проблема заключается в осуществлении этого призыва, в том, чтобы найти такие средства, которые, делая осмысленной жизнь одних индивидов или групп, не создавали бы больших трудностей для развития других.

А.В. Смирнов больше говорит о взаимосвязи культуры и религии. Он считает, что религия во многом дала толчок развитию культуры. Многие предметы искусства, являющиеся сейчас культурным наследием мирового масштаба, были созданы именно на религиозной основе. Более того, зачастую именно представители религии являлись покровителями деятелей искусства.

Таким образом, подводя итоги изложенных точек зрения авторов, чьи работы послужили основой для настоящей работы, можно сделать вывод, что большинство из них отмечают тесную взаимосвязь религии и культуры. Более того, они считают, что именно религия послужила отправной точкой развития культуры. И мы поддерживаем данную точку зрения, поскольку история мировой культуры и различные предметы искусства позволяют нам понять, что действительно очень многие произведения искусства были созданы благодаря религии - особенно это заметно на примере раннего периода развития человечества и средних веков.

Делись добром ;)