Религия Древнего Египта

реферат

Введение

Актуальность работы. Египетская цивилизация является самой ранней цивилизацией в мире, зародившаяся в третьем тысячелетии до н.э., которая имеет достаточно своеобразную культуру. Религия, тесно связанная с мифологией, хранит в себе много тайн и полностью еще не изучена, тем самым она привлекает к себе многих исследователей. Величайшие пирамиды, устрашающие проклятья, мумии самых знатных фараонов - всё это вызывает интерес не только ученых, но и простых людей. На формирование своеобразной религии повлияли природно-климатические и географические особенности Древнего Египта, что затрудняло внешние контакты древних египтян, а, следовательно, и заимствование культурных достижений других народов.

Изучение египетской религии начинается с расшифровки иероглифов, французским египтологом Ж.Ф. Шампольоном, благодаря чему было переведено множество различных письменных памятников, таких как Книга мертвых, «Большой папирус Гарриса», составленный при Рамзесе IV, в котором очень подробно перечисляются все дары, сделанные Рамзесом III храмам, а также всё имущество крупнейших храмов Египта, краткие надписи, сохранившиеся на «больших исторических скарабеях», «Поучение Ипувера» и «Поучение Ноферреху», гимны богам и царям, ритуалы, мифы, заупокойные тексты и магические заклинания. Геродот, греческий историк, в своем труде «История» подробно останавливается на описании египетской религии и высоко оценивает египетскую культуру. Он описал обрядовый характер египетской религии, отметив огромные богатства и большое влияние египетского жречества. Внимание Геродота не мог не привлечь своеобразный, доведённый до крайности культ священных животных, в частности собак, кошек и даже крокодилов. Подробно описывает Геродот праздники и мистерии древних египтян, в частности связанные с культом Озириса, который получил широкое распространение во всём античном мире. Огромное значение для изучения египетской религии имеет книга Плутарха Херонейского (50-125 гг. н.э.) «Об Изиде и Озирисе», содержащая единственное полное сохранившееся до нашего времени описание широко распространённого в Египте и во всем античном мире мифа и культа богов природы Изиды и Озириса. Также ценные сведения оставили Платон и Евдокс, которые лично посетили Египет, а именно Гелиополь. Они дали подробные описания о жизни и деятельности жрецов так, как жили с ними около 13 лет.

Первые последователи Шампольона, Бругш и Лепетгус в Германии, Девериа, де-Руже и Шаба во Франции, Розеллини в Италии, Берч в Англии, сосредоточили свои усилия на изучении и издании главным образом памятников древнеегипетской письменности. Немецкий египтолог А. Видеман в своем труде «история религиоведения: религия древних египтян» писал, что эту религию, можно было видоизменять и объяснять настолько по-разному, что, по мнению египтянина, никакой отказ от старых воззрений ради новых идей - какими бы желаемыми они ни были, по нашим понятиям, - оказывался совершенно не нужен. Основателем русской египтологии был крупный учёный, обладавший огромными научными знаниями, академик Б. А. Тураев (1868-1920 гг.). Главным плодом его научной деятельности было составление обширной и прекрасно документированной «Истории древнего Востока», в которой весь древневосточный мир рассматривается как единое культурно-историческое целое. В труде М.А. Коростовцева «Религия Древнего Египта» подробно описаны религиозные представления разных номов, их сходства и различия. Также множество интересных фактов о религии Древнего Египта собрано в «Словаре египетской мифологии» Н.Н. Швец, «История Древнего Востока» В.И. Кузищина, «Мифы народов мира» Токарева, и т.д.

Задачами данной работы являются:

1) Рассмотреть ранние верования древних египтян

2) Изучить особенности представлений о сотворении мира разных городов

3) Дать представление о реформе Эхнатона и узнать причины ее неэффективности

При выполнении курсовой работы автор применял методику по систематизации информации, а также ее анализ, для подробного изучения данной темы, выделения определенных фактов, сформирования своего вывода. Нисколько не пренебрегая научными реконструкциями генезиса и древнейшего состояния египетской религии, в интересах полной объективности целесообразно начать ее описание, опираясь на письменные памятники, т.е. со времен Древнего царства. Уже в то отдаленное время египетская религия приобрела в основном все те характерные черты, которые были ей свойственны на всем дальнейшем протяжении ее существования. Это, конечно, не означает, что она не подвергалась изменениям. Но изменения эти не носили такого характера, который мог бы привести к качественно иному состоянию.

Делись добром ;)